Презентация к уроку "Дыхание бактерий, растений и грибов" презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему. Дыхание грибов Грибы дышат кислородом


Автор: Vladimir 24.9.2007, 14:39
17 Сентября 2007 года на форуме сайта «Библиотека грибовода» rakhimovrustam предложил к обсуждению, статью - http://radionauka.ru/2006/jun/02.shtml
Мои попытки участвовать в данном форуме прерываются в автоматическом режиме, а связаться с администратором не оказалось возможным.
На мой взгляд, это очень интересная тема для обсуждения и поэтому я решил высказать свое мнение. Для удобства обсуждения я перенес статью на данный форум, выделив ее другим цветом.

Люди дышат легкими, рыбы - жабрами. Насекомые дышат трубочками-трахеями, растения ─ устьицами… А вот чем дышат грибы? Найти легкие у трутовика, гриба, образующего наросты на деревьях, сподобились российские биологи.

Этот гриб знаком всем. Его плодовые тела - темные «копытца» с вишневой полоской по краю - усеивают березовые стволы в лесах средней полосы. Плодовыми телами их называют потому, что в этих наростах-копытцах созревают споры, которые потом разносит ветер. А основная часть гриба, его мицелий, находится в глубине ствола. Именно в клетках мицелия происходят основные жизненные процессы, в том числе расщепление биополимеров древесины.

Трутовик перерабатывает древесину до воды и углекислого газа. Но ведь для этого необходим кислород. А древесина и плотная березовая кора практически не пропускают воздух. Как кислород поступает внутрь дерева? Биологи из Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук и Института физиологии растений определили это экспериментально.

Чтобы выяснить, каким образом окаймленный трутовик умудряется активно дышать под непроницаемой броней березовой коры, исследователи помещали в экспериментальную камеру по очереди: фрагмент ствола с плодовым телом-копытцем, фрагмент ствола без него и отделенное от дерева плодовое тело. Чтобы понять, какой из объектов дышит, биологи регистрировали в камере содержание углекислого газа. Оказалось, что фрагмент ствола без плодового тела, но с мицелием внутри, практически не выделяет углекислого газа. Дыхание происходит только в присутствии «копытца».

Получается, что окаймленный трутовик дышит через плодовое тело, которое можно назвать грибным «легким». Именно плодовое тело, а точнее его губчатая часть - гименофор, поглощает кислород, окисляет углеводы, выделяет углекислый газ и синтезирует энергетические молекулы АТФ и НАДФ, которые отсылает в мицелий. Здесь же образуется и вода, необходимая для нужд гриба. А в клетках мицелия, сидящих в стволе дерева, древесина расщепляется только частично. Продукты этого расщепления уходят в плодовое тело, где и происходит их полное и окончательное окисление.

О том, чем дышут грибы, живущие на деревьях, и как это возможно ─ дышать органами размножения, вам рассказывали главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова и Сергей Катасонов.

Для придания обсуждению большего практического значения, я бы хотел провести аналогию применительно к грибу Вешенка устричная Pleurotus ostriatus. Особенностью данного гриба является краткосрочное нахождение плодовых тел грибов в жизнеспособном состоянии и поэтому мицелий гриба основную часть жизненного цикла не может рассчитывать на дыхательные функции плодового тела. Тем не менее, все изложенные процессы, хоть и в меньшей степени, но присутствуют в плодовом теле Вешенки.
Если сравнить данные обсуждаемой статьи, изложенные в (п.5) и данные моей статьи от 5.9.2006, из темы , то видно, что мнение о двустороннем движении полезного раствора по мицелию, как в сторону плодового тела, так и в обратную сторону, в обоих случаях, совпадает.

К сожалению, я не могу согласиться со столь упрощенным мнением авторов о разделении организма гриба на мицелий и плодовое тело и, на этом основании, о малом потреблении мицелием гриба кислорода.
На самом деле, у нас имеются данные о достаточно сложной организации самого мицелия гриба. Особенность клеточной организации мицелия (и эти данные так же приведены в статье от 5.9.2006 года) зависит от конкретных условий существования этого мицелия, и поэтому в каждой конкретной ситуации потребность в кислороде, как и механизм его потребления, будет значительно различаться.
Например, мицелий Вешенки развивающийся на участке древесины, граничащем с живыми древесными волокнами, может формировать специализированные гифы, способные потреблять кислород из древесного сока.
В другом случае, если мицелий развивается в полностью погибшем стволе дерева, то он пытается сформировать для более активного дыхания воздушный мицелий, либо на поверхности, либо под рыхлой корой погибшего дерева.

В случае если мицелий только начинает развиваться в питательной среде (зерне или субстрате), то дыхание осуществляется физическим механизмом перераспределения разности парциального давления газов (углекислого газа и кислорода).
После полной колонизации питательной среды, мицелий, срастаясь, постепенно приобретает функции целостного грибного организма с присущей этому специализацией клеточных функций.

Практическое значение такого мицелия Вешенки будет зависеть от конкретного соотношения специализированных клеток. Например, зерновой мицелий, у которого преобладает вегетативная клеточная специализация, для обеспечения, в толще своей биомассы, дыхательных процессов, активно наращивает на свободной поверхности, воздушный мицелий, тогда как зерновой мицелий, обладающий выраженными генеративными свойствами, для обеспечения тех же процессов активно образует примордии - зачатки плодовых тел грибов.

В заключении можно сказать, что хоть плодовое тело грибов - ксилотрофов и способно участвовать в дыхательных и других физиологических процессах, но это не единственный механизм для обеспечения всех функций. Мицелий всех этих грибов (даже изолированно от плодового тела) достаточно полноценно и разносторонне приспособлен к полноценному существованию в различных климатических и питательных условиях окружающей среды.

Выражаю благодарность rakhimovrustam – Рустаму за активные поиски публикуемых материалов в области прикладной микологии грибного производства, и за активное участие в деле развития отраслевой науки.

С уважением, Владимир Киреев.

Я, хоть и не обладаю совсем никакими знаниями в области микологии, но тоже заподозрил, что там с дыханием не все так как написано... но хочу отписатся по другому поводу - кажется вы раньше тоже писали, что не можете зарегистрироваться на старом еще форуме Школы Грибоводства. Как то подозрительно выглядит.. ну я не к тому, что хочу вас в чем-либо обвинить, просто предлагаю помощь, если у вас опять не получится - там на нашем форуме одно время были какие то проблемы, вообще не работал нделю а то и больше, то я вас зарегистрирую и передам вам логин. Форум только выиграет...

Цитата(ssv2001 @ 27.9.2007, 14:35)
Здравствуйте, Владимир.
...просто предлагаю помощь, ... то я вас зарегистрирую и передам вам логин.


На предыдущем Форуме ШГ, я пытался зарегистрировать то же самое имя, что и на самом старом Форуме ШГ, а именно Vladimir, но машина при регистрации, почему то сообщала, что это имя уже используется, а упрямиться, меняя имя, мне, почему то не хотелось.
На Форуме БГ другая ситуация - машина все приняла и зарегистрировала, но войти все равно не удалось (пишет, что с паролями не порядок).
Упрямиться мне и в этот раз не хочется, но если у Вас получится зарегистрировать мое имя, то я буду признателен.

Цитата(Vladimir @ 28.9.2007, 11:05)
Да, если Вас не затруднит, ssv2001, то, пожалуйста, помогите зарегистрироваться.

хотел было зарегистрировать имя Vladimir(vladimir - с маленькой буквы уже существует, ваша попытка зарегистрироваться) и передать вам логины. Тем более тема про дыхание пока что активно обсуждается. Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. Мне показалось так поступать не очень. Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Цитата(ssv2001 @ 1.10.2007, 12:36)
...Но при регистрации просится e-mail - на который будут отправлятся запрос об активизации регистрации ну и все служебные сообщения, типа - кто-то написал личное сообщение. ...Поэтому пока что попросил администратора помочь в вашем деле, если завтра ответа не будет, то сообщите мне ваш e-mail - я зарегистрирую на него...

Пытаясь зарегистрироваться, я умышленно не указал почту и ссылку сайта "РГ", чтобы не возникало мысли о корыстности моего посещения форума "БГ". Видимо, именно это и не понравилось машине - я уже вспоминал забавную историю Фомы с аналогичным случаем его регистрации, когда он шуткой обозначил свой возраст в 13 лет, и машина заставила его идти за родителями.
Если дело только в этом, то, пожалуйста, вот моя почта: [email protected]

Карл Линней «Порядок грибов хаос есть…» Причислил грибы к растениям,Выделил 12 родов 95 видов.

18 век. Систематика:

Христиан Генрих Персон.

Элиас Магнус Фрис

Андрео Саккардо.

Онтогенетические методы микологии:

Антон Де Бари

Луи Рене Тюклян

Артур Артурович Ячевский

Михаил Степанович Воронин.

Практическое направление в биологии:

Наумов Николай Александрович

Бондарцев Апполинарий Семенович

Хохряков Михаил Кузьмич

Курсанов Лев Иванович

Происхождение.

Считают что основные трофические группы грибов сформировались в раннем докембрии. Грибы как третий ствол эукариотов сформировались независимо от растений и животных,в палеозойскую эру во время эволюционного скачка,становления сосудистых растений.Грибы вышли на сушу вместе с растениями,они основали ассоциации с прибрежными водорослями,а так как в селуре условия для наземного существования были довольно жесткие, то выход на сушу отдельно растений и животных сомнителен.

Вышли из воды оомицеты,зигомицеты,аскомицеты, плюс гетеромицеты. А базедия мицеты своим происхождением обязаны суше,только под покровом растительных тканей. Отдельным царством грибы стали рассматривать сравнительно недавно,работами Картоджяна, Уиттекер, Моргулис.

Современная классификация грибов строится на наличие или отсутсивии жгутиков в цикле.А так же в составе клеточной оболочки. Поэтому традиционное представление претерпело изменения и выделяют три царства:

1.Простейшие

А)Слизевики

Б)Плазмодиофоровые

2.Хромисты

А)Омицеты

А)Хитридиомицеты

Б)Зигомицеты

В)Аскомицеты

Г)Базидиомицеты

Д)Несовершенные грибы

Е)Лишайники

Клеточная стенка:Протозоа(целлюлоза), Хромисты, Микота(Хитин,глюканы,хитозан)

Подвижные стадии:Протозоа(Двужгутиковые), Хромисты(Гетероморфные двужгутиковые), Микота(нет жгутиковых стадий)

Грибы: гетеротрофные, прикрепленные организмы с неограниченным ростом, размножающиеся и распространяющиеся мицелием и спорами, питающиеся осмотрофно в оболочке клетки содержащие хитин, с запасным продуктом гликогеном и конечным продуктом метаболизма азота- мочевиной.

Грибы группа симеющая черты сходства с животными и растениями.

Как у растений: Клеточная стенка, Апикальный рост, образование центральной вакуоли при старении клетки, прикрепленный образ жизни. Как у животных,отстутствуют хлоропласты,запасной продукт гликоген,в клеточной стенке хитин,конечны продукт метаболизма азота- мочевина. Синтез меланина в живых клетках. Гетеротрофный способ получения энергии. Апикальеый рост клетки,осомтрофное питание.

Тело гриба-мицелий,это система ветвящихся трубок с апикальным ростом и боковым мицелием. Типы мицелия:

1.Ризомицелий(слизевики)

2.Неклеточный мицелий(оомицеты)

3.Клеточный мицелий(Сыроежки)

4.Псевдомицелий.

Типы мицелия:

1.Воздушный

2.Субстратный.

Видоизменения мицелия:

Апрессории - нашлепки

Гаустории - присоски

Склероции-плотное переплетение мицелия,для перенесения неблагоприятных условий среды.(Спорынья)

Строма – головка на ножке,в которые погружены плодовые тела.

Шнуры – параллельные гифы.(проводниковая функция)

Ризоморфы – тяжи с наружными утолщенными гифами.

Плектенхима – ложная ткань,сплетение нитей. Настоящая паренхима у грибов большая редкость.

Строение клетки у высших грибов:

Клеточная оболочка состоит из глюканов и фибрилл.Плазмалемма, цитоплазма,рибосомы,аппарат гольджи не у всех,митохондрии за редким исключением, вакуоли окружены тонопластом и содержат клеточный сок,липиды в цитоплазме. Ядро или ядра окружены 2умя или больше мембранными,нет клеточного центра, не образуется центральная пластина.

Питание грибов.

А)Гумусовые(Шампиньоны)

Б)Подстилочные(копротрофы-Гриб навозник)

А)Биотрофы

Б)Некротрофы

3.Симбионты

4.Хищники

5.Факультативные сапротрофы(фитофтора)

Типы микориз:Эктомикориза,Эндомикориза.

Дыхание грибов-грибы аэробы,за исключением сычужных грибов.

Размножение грибов:

1.Вегетативное

А)Частями мицелия

Б)Хламидоспорами

В)Оидиями

Г)Бластоспорами

2.Бесполое

А)Экзоспоры(конидии,открытое спороношение)

Б)Эндоспоры(Зооспорами, Спорангиолами)

3.Половое

А)Гаметогамия

Б)Гаметангиогамия

В)Соматогамия

Плодовые тела образуются только у аско и базидиомицетов.

Типы плодовых тел у аскомицетов.

1.Апотеций

2.Перитеций

3.Клейстотеций.

Типы плодовых тел у базидиомицетов:

1.Шляпочные

2.Шаровидные

3.Кораловидные

4.Консолевидные

5.Копытовидные

В плодовых телах образуются споры полового размножения:Аско(внутри сумки) и Базидиоспоры(На базидиях). Гимений-слой содержащий базидий или аск.

Гименофор-поверхность на котороц располагается гимений.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов, бактерий»

6 класс

Учитель географии и биологии:

Роговая Юлия Александровна

пгт Серышево

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений

Регулятивные УУД:

Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

Учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Развивать внимание учащихся;

Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

Учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

    Работать над формированием логических умений:

Анализ синтеза;

Сравнение;

Обобщения и классификации;

Доказательства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.

Структура урока:

– 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Приветствие учителя.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем .

II . Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2

Проверка домашнего задания:

1.К автотрофным бактериям относят:

А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи

2. В природе большинство бактерий выполняют роль:

А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей

3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:

А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных

4. Клубеньковые бактерии-это пример:

5.Грибы в процессе питания:

А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку

Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина

МОЯ ОТМЕТКА

III Выявление места и причины затруднения

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

У нас возникла проблема : Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Узнать, что такое дыхание

Что нужно для дыхания

Что образуется в процессе дыхания

Что вызвало гибель мышонка.

Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

Третью графу заполнить в конце урока.

СЛАЙД 4

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

Как дышат растения

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

IV Построение проекта

Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

А давайте, наметим план действий.

План урока

    Что такое дыхание

    Дыхание растений

    Дыхание бактерий

    Дыхание грибов

V Реализация проекта

Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)

Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист

Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.

Как схематично можно записать процесс дыхание?

Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия

Итак, подведем итоги.

Что такое дыхание?

Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)

2.Дыхание растений

Как же дышат растения?

А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)

Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

СЛАЙД 6

Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий

Как же происходит дыхание у бактерий?

На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?

Аэробные - это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.

Анаэробные - это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.

Запись в рабочий лист.

Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.

Как дышат грибы?

Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.

(запись в рабочих листах)

СЛАЙД 7

VI . Включение в систему знаний и повторение

    Зачем нужен кислород живым организмам?

    В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?

    Какой процесс называют брожением?

    Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?

П

В процессе дыхания растений кислорода поглощается:

А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером

2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется…

А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением

3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?

А) устьиц Б) листьев В) всех органов

роверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII . Рефлексия

Подводим итог нашего урока

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII . Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7

Выставление отметок за урок.

А теперь давай вместе прочитаем и проанализируем реферат, написанный ученицей 7-го класса Наташей Дмитриевой. Тема нам с тобой уже знакома: «Грибы».

ВВЕДЕНИЕ

Грибы представляют собой очень своеобразную группу организмов. Они являются эукариотами, т.е. имеют принципиально отличающее их от других микроорганизмов настоящее ядро, а не нуклеоид, как у бактерий, с которыми их сближает гетеротрофный тип питания.

В принципе, для введения найдена правильная фраза, но хорошо было бы продемонстрировать знание таких систематических категорий, как «царство» и «надцарство». Указать, что грибы – царство живых организмов, раньше их объединяли в одно царство с растениями, а потом обнаружили, что они сильно отличаются и от животных, и от растений, – об этом мы говорили на уроках, что эукариоты – это надцарство живых организмов, клетки которых имеют ядро.

СТРОЕНИЕ ГРИБОВ

(Для удобства обозначим номера абзацев цифрами в скобках. )

Грибы – эукариоты, значит, имеют клеточное строение организма. Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными.

Примером многоклеточных грибов могут служить шляпочные грибы. Каждый шляпочный гриб состоит из мицелия и плодового тела, а плодовое тело – из пенька и шляпки. Отсюда и название – шляпочные грибы. Средняя толщина гифа 5 мкм.

У одноклеточных грибов отдельные клетки не образуют мицелия. К одноклеточным грибам относятся дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, отделяется от материнской. Почкующиеся клетки дрожжей похожи на ветвящиеся цепочки.

Многоклеточные грибы образуют длинные нити – гифы. Совокупность гиф образует мицелий, или грибницу. Мицелий, как правило, разделен септами. Септы – это перегородки между клетками. У некоторых грибов, например у мукора, перегородок нет, их грибница представлена одной гигантской многоядерной клеткой.

Клeткa гриба содержит ядро, расположенное в цитоплазме, органеллы, жесткую клеточную стенку. Грибная клетка не имеет пластид.

Органеллы (в переводе – маленький орган) – это обособленные структуры клетки, выполняющие свои особые функции (рибосомы, митохондрии, эндоплазматическая сеть, клеточные включения, вакуоль).

Довольно большую долю массы сухого мицелия грибов, а именно от 5 до 15%, составляет их клеточная стенки. Состав клеточной стенки сильно варьирует и часто весьма специфичен, а основной компонент ее – хитин – азотсодержащий полисахарид.

О том, что грибы – эукариоты, уже говорилось во введении, но из этого следует не то, что они имеют клеточное строение – клеточное строение имеют и прокариоты, – а то, что в их клетке есть ядро, о чем также сказано во введении.
Второй абзац явно не на своем месте, его место после четвертого абзаца. В третьем абзаце не надо было говорить о размножении дрожжей, потому что дальше размножению грибов отводится отдельный пункт, значит, эту информацию и надо туда поместить.
В четвертом абзаце следовало бы написать не «Мицелий, как правило, поделен на септы», потому что, как дальше верно указывается, септы – это перегородки между клетками гриба, а так: «Мицелий высших грибов септирован, т.е. поделен перегородками на отдельные клетки. У низших грибов, например у мукоровых, перегородок нет».
В шестом абзаце после слова «функции» лучше поставить точку, а информацию, содержащуюся в скобках, ввести отдельным предложением, сказав, что для клеток эукариотных организмов характерно наличие таких-то органелл (все перечисленные плюс аппарат Гольджи), но что аппарат Гольджи у грибов развит слабо.

СВОЙСТВА ГРИБОВ

1. Дыхание грибов

Грибы, как и все живые организмы, дышат для того, чтобы получать энергию, а следовательно, для того, чтобы жить. У грибов встречается два типа дыхания, одни из них аэробы, другие – анаэробы.
Аэробы – это живые организмы, которые используют для дыхания кислород. Анаэробы – живые организмы, которые не используют для дыхания кислород. К анаэробам относятся дрожжи, а к аэробам все остальные грибы, например шляпочные: сыроежка, подберезовик, лисичка и другие.
Анаэробное дыхание происходит в цитоплазме. В результате молекула глюкозы расщепляется с образованием двух молекул пирувата. Этот процесс называется гликолизом. В нем образуется две молекулы богатого энергией вещества – АТФ. Реакции гликолиза протекают в клетках как анаэробных организмов, так и аэробных. Далее пируват может превращаться в молочную кислоту или в этиловый спирт. В зависимости от этого различают молочнокислое или спиртовое брожение. Анаэробное дыхание дрожжей – это пример спиртового брожения. У аэробов происходит дальнейшее расщепление пирувата до углекислого газа и воды с участием кислорода, при этом образуется 36 молекул АТФ. Аэробное дыхание осуществляется в митохондриях – клеточных, органеллах, размером 0,2–7 мкм, имеющих двойную мембрану.

В первом абзаце первого пункта фраза «грибы... дышат для того, чтобы получать энергию, а следовательно, для того, чтобы жить» не очень удачна. Лучше: «... чтобы получать энергию, необходимую для жизни».
В этом пункте приведены некоторые общие сведения о дыхании, которые, казалось бы, можно было и опустить, но к тому времени, когда писался реферат, мы как раз изучили тему «Дыхание», поэтому я положительно оценила то, что Наташа показала свои знания по этой теме.

2. Выделение

У грибов нет специальных органов выделения. Удаление ненужных веществ они осуществляют через поверхность тела.

3. Движение

Движение у грибов отсутствует, если не считать небольшого движения во время роста плодового тела.

4. Рост

Если гриб одноклеточный, то рост происходит за счет максимального растяжения одной-единственной клетки. Если гриб многоклеточный, то рост происходит за счет деления клеток. Мицелий шляпочных грибов растет с ранней весны до поздней осени. За это время он вырастает на 10–30 см. Залегает мицелий на глубине 6–12 см, и нередко нити располагаются в уплотненной лесной подстилке, состоящей из разлагающихся листьев, хвои и веточек.

Мицелий – это грибница.
Следовало сказать, что грибы обладают верхушечным ростом и так же, как растения, способны расти всю свою жизнь. Последняя фраза «Мицелий – это грибница» не нужна, т.к. об этом уже сказано в первом разделе основной части.

5. Питание

Грибы имеют гетеротрофный тип питания. Гетеротрофы – это живые организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Среди грибов встречаются:

    сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов, выделениями или продуктами жизнедеятельности живых организмов;

    симбионты – образуют содружество с другими живыми организмами. Встречаются среди грибов и хищники, питающиеся беспозвоночными животными, которые попадаются в образованные ими ловчие сети.

Шляпочные грибы – симбионты. Часть органических веществ их мицелий всасывает вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть получает из корней деревьев, под которыми эти грибы растут. Гифы многих грибов могут оплетать корни растений и даже проникать внутрь, в ткани. Питаясь отмершими растительными клетками, они снабжают корни нужными солями, витаминами, гормонами. Такая грибная оболочка называется микоризой (грибной шубой). Выгоду получает и гриб, и растение.

6. Размножение

Грибы размножаются бесполым и половым путем. К бесполому размножению относится размножение частями мицелия, почкованием и вегетативными спорами. Когда, же при размножении происходит слияние двух гамет (мужской и женской половых клеток) с последующим образованием зиготы, то это половой способ размножения. Созревшие половые споры подхватывает ветер или их могут переносить животные и насекомые. Попав во влажную, богатую перегноем почву, споры прорастают, образуя впоследствии мицелий, а потом и плодовые тела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер З.Э. Физиология и биохимия грибов. – М.: 1988, с. 8, 10.

2. Вашканов Л.Л., Гарибова Л.В., Горбунова М.В.,

Горленко М.В. Курс низших растений. – М.: Высшая школа. 1981, с. 292–294.

3. Корчагина В.А. Биология 6–7-й класс. – М.: Просвещение, 1992, с. 237–241.

4. Майсурян А., Артемов А. Грибы. В кн.: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+. 1995, с. 164–183.

5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение. 1994, с. 33–36.

6. Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика. 1981, с. 58–61.

Реферат написан неплохо. Тема, заявленная в заглавии реферата, в основном раскрыта. Информацию о строении и свойствах грибов, их роли в природе можно считать достаточной. Недочеты в изложении указаны по ходу реферата. Можно отметить еще несколько мелких недостатков. Так, в разделе о строении грибов приводятся размеры средней толщины гифов, но ничего не говорится об их длине, а именно длиной гиф определяется поверхность микоризы, образуемой шляпочными грибами на корнях деревьев.
В качестве достоинства реферата нужно отметить, что для его написания использовано довольно много источников. Список литературы оформлен правильно.
К существенным недостаткам реферата следует отнести отсутствие заключения. Последнюю фразу реферата нельзя считать заключением, т.к. она относится только к восьмому пункту основной части.
Если будут внесены исправления в соответствии со сделанными замечаниями и написано заключение, то этот реферат может быть оценен высоко.

Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания.

Дыхание и его значение

Дыхание - процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ (сахаров) с выделением энергии. Дыхание большинства живых организмов происходит одинаково. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Схематично процесс дыхания можно изобразить так:

органические вещества+ кислород
вода + углекислый газ + энергия

Дыхание связано с непрерывным потреблением кислорода клетками живых организмов. Кислород необходим для расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. При этом освобождается энергия, которая расходуется на различные процессы жизнедеятельности: рост, развитие, размножение, синтез белков. Именно в освобождении энергии, заключенной в органических веществах, и состоит значение дыхания. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются на более простые постепенно. Поэтому энергия выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается.

Дыхание растений

Дыхание растении - процесс, противоположный фотосинтезу. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород.

При дыхании органические вещества под действием кислорода расщепляются до углекислого газа и воды. Солнечная энергия, которая была запасена в процессе фотосинтеза, расходуется при дыхании. Фотосинтез осуществляется только днем. Дыхание идет во всех клетках непрерывно и днем, и ночью. Значит, на свету в растении происходят два противоположных процесса - фотосинтез и дыхание, а в темноте только дыхание. Кислорода при фотосинтезе выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания. Поэтому воздух богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Дышат все органы растения. Большое значение для поступления кислорода к внутренним частям растения, особенно к подземным, имеют межклетники.

Дыхание и брожение бактерий

Бактерии, которые дышат, потребляя кислород для разложения органических веществ до углекислого газа и воды, называют аэробными Бактерии, не нуждающиеся в кислороде, называются анаэробными. Они добывают энергию в результате брожения - разложения сложных органических веществ (например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода. По образующимся продуктам различают спиртовое, молочно-кислое, маслянокислое и другие виды брожения. При спиртовом брожении сахар распадается до спирта, при молочнокислом - до молочной кислоты.

Дыхание и брожение грибов

Большинство грибов дышат, используя кислород воздуха для расщепления органических веществ и освобождения энергии. Есть грибы, например дрожжи, которые могут жить в бескислородной среде. Они сбраживают органические вещества. Дрожжи широко используются в хлебопечении, пивоварении, виноделии.