Презентация интересное о русская старина. Презентация на тему "золотое наследие русской старины"


Презентация на тему "Золотое наследие русской старины" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 7 класса рассматривается материал о русских народных песнях. Автор презентации: Оксененко Н.Б.

Фрагменты из презентации

Русские народные песни

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

План и анализ лирической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приемы использованы в песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Лирическая песня

  • Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
  • Композиционно лирическая песня:
    • монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
    • диалог – разговор лирических героев.
  • Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Исторические песни и предания

  • Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
  • Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
  • Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
  • Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.

С Масленицей ласковой поздравляем Вас


Поговорки о русской Масленице

Не житьё, а Масленица.

Масленица – объедуха, деньгами приберуха.

Без блинов - не Маслена.


  • Боится Маслена горькой редьки да пареной репы(предстоящего поста).
  • Масленица семь дней(неделю)гуляет.


Понедельник – «встреча»

Утро... Понедельник... Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.


Вторник – «заигрыш»

«Заигрыш» беспечный – вторника отрада

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!


Среда – «лакомка»

Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся. Каждая хозяюшка колдует

у печи. Кулебяки,

сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики –

всё на стол мечи!


Главное угощение на Масленицу - это:

блины

1) рыба;

2) овощи и фрукты;

3) блины.


По древним поверьям, блины – это символ:

солнца

1) весны;

2) солнца;

3) плодородия.


Традиционно Масленицу изображали в виде соломенной куклы, одетой в сарафан

Саму Масленицу традиционно изображали в виде:

1) чучела медведя;

2) соломенной куклы, одетой

в сарафан;

3) снежной бабы.


Что делали с чучелом Масленицы в последний день праздничной недели?

1) оставляли до следующего года;

2) сжигали;

3) топили в проруби.




Пятница – «тещины вечерки»

Пятница настала – «тёщины вечёрки»...

Тёщу приглашает зятёк на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.


Суббота – «проводы»

Близится суббота – «золовки угощение».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!


Воскресенье – «прощёный день»

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...


Пышные гуляния

ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну… Автор презентации Алферова Светлана

Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские!

Богатырь - Стихии

Богатырь – стихия был богатырем – великаном. Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше темного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам- горы под ним шатаются, в реку заедет –вода из рек выплескивается. Не с кем Святогору силой померяться. Тяжко ему от своей силы.

Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вел себя как заботливый хозяин- дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок- из земли вытянет.

Усыня - речной великан. Сам- то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся.

Богатырь- Человек Подъехал он к городу Чернигову. У того ли города Чернигова. Нагнано врагов черным- черно, Он как стал- то эту силу великую И конем топтать и копьем колоть -И победил он эту силу великую.

Богатырь- Пахарь Он одной рукой камень вывернет, А двумя- то руками быка свалит, Зовут его Микула Селянинович.

Микула Селянинович помогал Защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. «Кто же Русь кормить будет?» Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь- сильнее воина».

В.М.Васнецов « Богатыри» О, Витязь! Делами твоими Гордится великий народ. Твое громоносное имя Столетия все перейдет (А. Толстой)

Илья Муромец и Соловей разбойник « Не родом богатырь славен, а подвигом».

Добрыня Никитич и Змей Горыныч «Лучше того дела нет, Чем родную землю от врагов защищать».

Алеша Попович Мое богатство- сила богатырская, мое дело- Руси служить, от врагов оборонятся».

Как одеты богатыри?

На тело одета кольчуга- железная рубашка

Доспехи богатырей Шлем Колчан со стрелами Меч- булава Щит

Знаки, обереги, поклонения Знак солнца Знак земли, растительности

Люди поклонялись Богу солнца Даждьбогу Летнему Богу- Ярило

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своей силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной- Сварогу.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду В Древней Руси родовым деревом считался дуб, уходя в поход богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь- не шатается! И век простоит- не шелохнется!


Слайд 2

Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»Средняя школа №6с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Тема:“Корни русской старины”. Выполнили: ученицы 8 класса Лаврова Настя, Мухаметдинова Наташа, ученицы 7 класса Криницина София, Балог Наташа, Руководители: Айтжанова Наталья Николаевна, Лундина Светлана Михайловна, Красноярск 2006-2007 г.г.

Слайд 3

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа. В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.

Слайд 4

Актуальность темы: Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Проблема: Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо. Цель: Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам. Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе. Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”. Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.

Слайд 5

Задачи: Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”. Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для учащихся 4класса). Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”. Написать сценарий и провести по нему праздник Масленицы в начальной школе. Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”. Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования. Методы решения задач: Посещение библиотеки, КИЦа. Работа в Интернете. Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”). Изучение собранного материала. Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”. Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”. Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы. Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.

Слайд 6

Праздник Светлого Рождества

Слайд 7

14 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал, просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны. библейские сюжеты

Слайд 8

изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.

  • Слайд 9

    Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание: «Христос родился!», гуашь, Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6 «Спокойствие в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!» «Рождественские песни», гелиевая ручка, Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6 «Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»

    Слайд 10

    А какая культура может существовать без фольклора? Холодными зимними вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась молодежь на посиделки. Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.

    Слайд 12

    Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну! Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день имел свое значение.

    Слайд 13

    «Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия работ, которые мы приготовили к Масленице.

    Слайд 14

    Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки:“Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”. Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий. План сценария “Масленица”: 1. Выход скоморохов под народную музыку. 2. Общая пляска со скоморохами. 3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа). 4. Выход ряженых. 5. Игры:“Ручеек”, “Карусель” и др. 6. Общая песня “Блины”. 7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”. 8. Катания мальчиками девочек на санках. 9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа). 10. Праздничное застолье.

    Слайд 1 «Русский народный быт» для детей старшего дошкольного возраста
    Слайд 2 Цели и задачи создания: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
    приобщать детей к основам национальной культуры, быта.
    Знакомить с русским народным фольклором.
    Привлечь внимание родителей к истории нашей страны.

    Слайд 3 Экспонаты.
     Макет русской печи.
     Макет русской избы.
     Деревянный сундук.
     Домашняя утварь.
     Тканые изделия.
     Наглядно-дидактические пособия.

    Слайд 4 Русская изба.
    Строили дома в старину довольно быстро. Избы строились из сосны или ели. Также использовался мох, который клали между бревен
    Избы строили, не используя гвозди.
    Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, черному полу. Плотность пола была такова, что вода в щели не протекала.
    Крыша, как и вся изба, делалась так, чтобы последующая часть держалась за предыдущую, нижнюю.

    Слайд 5 Русская печь.
    Древнерусская печь являлась домашним очагом- источником тепла и уюта. Печь очень рано превратилась в важный элемент украшения интерьера.

    Слайд 6 Деревянный сундук.
    Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

    Слайд 7 Русские народные костюмы.
    Русский народный костюм - это прежде всего костюм крестьянский. Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников.

    Слайд 8 Кухонная утварь.
    Без самовара, как и без хлеба, изба выглядело неполноценной. Формы и объемы самовара были бесконечно разнообразны.
    В чугунке варили первое и второе - ставили на печь или в печь. Ухват, им отправляли
    в жар горшки с пищей.
    Ступа и пест.
    Использовались для измельчения зерна в крупу, толчения льна и других полуфабрикатов

    Слайд9 Плетеные, вязаные, тканые изделия.
    Коврик плетеный из лоскутков, ими застилали пол, скамейки.
    Рушник, на нем выносили каравай и украшали избу.

    Слайд 10 Глиняные и деревянные игрушки различных промыслов.
    Глиняные дымковские игрушки- нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника.
    Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

    Слайд 11 Изделия плетеные из бересты.
    Лапти плелись из лыка липы. Лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками.
    Берестяной коробок, в нем хранили
    продукты питания.

    Слайд 12 Список литературы:
    1. Б. А. Рыбакова Древняя Русь. Быт и культура.- М.:Наука, 1997.-368с.
    2. В.И.Белов. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с.