Вектор социального развития вооруженных сил задан. Провал стратегии социального развития на финансовом фронте Обозначения и сокращения


«Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» (далее - Стратегия) была разработана в целях удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, военных пенсионеров и членов их семей и утверждена 28 марта 2008 г. решением Коллегии Минобороны РФ. Намечалось реализовать Стратегию в три этапа, первый этап охватывает 2008-2012 гг.

Руководство РФ уделяет особое внимание социальному развитию Вооруженных Сил (ВС) РФ. Поэтому, казалось бы, все, что делается в рамках Стратегии, должно быть известно не только всем военнослужащим, но и всему обществу. Тем не менее, текст Стратегии был опубликован во второстепенном издании (см. Военный железнодорожник. - 2008. - № 19 и № 20 ). На сайте Минобороны указано только название документа. Гражданские специалисты могут найти его на специализированном сайте либо на сайте КонсультантПлюс, где размещен приказ Минобороны РФ от 28.04.2008 г. № 241.

При этом в Стратегии предусмотрено решение ряда важнейших задач в различных областях социальной политики в следующем порядке:
1) культура и досуг, физкультура и спорт, информационное и торгово-бытовое обслуживание;
2) военное образование;
3) здравоохранение;
4) повышение безопасности военной службы;
5) решение жилищной проблемы;
6) увеличение денежного довольствия (ДД) и пенсий;
7) обеспечение социальной защиты.

Как нам представляется, порядок решения проблем в перечисленных областях должен быть иным, поскольку размер ДД имеет наибольшее значение в улучшении материального обеспечения военнослужащих. Однако подготовка управленческих решений по ДД затягивается. Увеличение размеров ДД должно было повлечь за собой повышение военных пенсий, но изменения в этой сфере еще более проблематичны, а потому откладываются.

Основные выводы по проблемам совершенствования ДД военнослужащих и военных пенсий сводятся к следующему:

  • в настоящее время проблема достойного ДД решена только для военнослужащих Центрального аппарата Минобороны и, выборочно, для меньшей части офицеров регулярных войск;
  • проблема повышения ДД основной массы военнослужащих до сих пор не решена, и в период, оставшийся до обещанного срока ее решения, может остаться нерешенной;
  • в отношении военных пенсий просматриваются тенденции как неуклонного снижения ее уровня по сравнению с ДД военнослужащих, так и сближения с нормативами пенсионного обеспечения большинства населения РФ.
Вторая по значимости социальная проблема военнослужащих - обеспечение их жильем. Здесь очевидны следующие результаты:
  • за последние годы семьям военнослужащих и военных пенсионеров предоставлено беспрецедентно большое количество квартир в собственность (до 100 тыс. ежегодно);
  • на официальном сайте Минобороны появился раздел «Жилье военнослужащим» , в котором содержится информация о готовом и строящемся жилье с привязкой к регионам, законодательные и нормативные акты, касающиеся обеспечения жильем. Важным новшеством раздела стало создание Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилья;
  • обеспечение военнослужащих и их семей квартирами должно рассматриваться как важнейшее действие государства, имеющее «двойное (военное и гражданское)» назначение, способствующее росту благосостояния всего народа;
  • жилищное обеспечение военнослужащих, притягательное для коррупционеров, может стать областью для отработки ряда эффективных механизмов внедрения общественного контроля для борьбы с коррупцией.
Для других сфер социальных проблем военнослужащих также характерны определенные достижения и проблемы, но по сравнению с двумя рассмотренными они уходят на второй план.

Е.В. Трофимова - к.и.н., с.н.с. лаборатории военной экономики

На расширенном заседании Государственного совета 8 февраля нынешнего года Президент Российской Федерации Владимир Путин, говоря о выборе дальнейшего пути России, заявил о необходимости выработки долгосрочной стратегии на период до 2020 года. Единственно реальной названа стратегия инновационного развития, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. Результатом должно стать вхождение России в число мировых лидеров. Этот путь амбициозен, потребует максимальных усилий от всех институтов общества, но альтернативы у нас нет. Мы переходим от периода выживания к периоду развития. Ставится задача добиться кардинальных перемен в экономике и социальной сфере страны, достичь качественного улучшения жизни.

Вооруженные Силы не могут стоять в стороне и должны включиться в выполнение задачи, поставленной Верховным Главнокомандующим.

Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходимы Вооруженные Силы нового типа, армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.

Такая задача ставится перед армией впервые.

По указанию министра обороны Анатолия Сердюкова была разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Ее основной целью является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения задач улучшения культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; повышения безопасности военной службы; улучшения жилищных условий семей военнослужащих; повышения размеров и улучшения качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенным с военной службы; обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Здесь есть три важных момента . Первый - приоритетность задач. Безусловно, с точки зрения сегодняшних проблем порядок должен быть иной: денежное довольствие, жилье и т.д. Однако в долгосрочной перспективе мы должны поставить во главу угла всестороннее развитие личности - в культурном, физическом и профессиональном отношении. Поэтому впервые приоритетной определена задача улучшения культуры, досуга, спорта, быта и т.п. При этом все задачи решаются комплексно.

Второй - задача обеспечения социальной защиты. Она является интегрирующей, поскольку системно включает в себя элементы других задач. Выделение ее сделано с целью акцентировать адресное внимание на самых социально незащищенных группах, что сделано впервые.

Третий - впервые результаты реализации Стратегии представлены в виде конкретных целевых значений. Они обоснованы аналогичными показателями социального развития армий ведущих государств, а также логикой и экспертными оценками.

Утверждена решением Коллегии

Министерства обороны РФ

от 01.01.2001

http://www. *****/849/11876/41276/index. shtml

I. Общие положения

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Стратегия) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности и социального развития.

Стратегия является составной частью системы национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию преобразований в указанных сферах, осуществляемых в Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия развивает соответствующие положения Военной доктрины, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, конкретизирует применительно к военно-социальной сфере установки Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом национальных интересов в области обороны и социального развития.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния военно-социальной сферы и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения социального развития Вооруженных Сил, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.

Положения Стратегии являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем социального развития Вооруженных Сил.

Стратегией определяются генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля социального развития Вооруженных Сил.

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической и социально-экономической обстановки, характера, масштаба и содержания социальных проблем, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в указаниях по социальному развитию Вооруженных Сил и в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности и социального развития Российской Федерации.

II. Основные проблемы военно-социальной сферы

Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.

Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства.

Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи менее прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60процентов военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.

Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования . Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.

Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам , нормам и требованиям безопасности , вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.

Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45процентов из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15процентов отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы.

Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования . Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привели к тому, что более 30процентов офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.

В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8процентов из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта . В войсковых библиотеках до 80процентов книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.

Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65,5процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены.

На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве.

Сохранение негативных тенденций , сложившихсяв социальной сфере Вооруженных Сил,может повлечь за собой :

в ближайшей перспективе – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.

Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

III. Генеральная цель и задачи

Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.

В рамках достижения генеральной цели Стратегии планируется решение следующих задач :

повышение удовлетворенности военнослужащих решением жилищной проблемы и оказанием услуг в жилищно-коммунальной сфере до уровня 90процентов и более;

6) в части денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

превышение размеров денежного довольствия военнослужащих на 25 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

достижение 80-ти процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих;

обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета , и средней заработной платы работников отраслей экономики страны;

увеличение доли выплат денежного довольствия военнослужащим, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли выплат заработной платы лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли выплат пенсий гражданам, уволенным с военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

увеличение доли страховых выплат и единовременных пособий членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, произведенных без нарушения установленных сроков, до 100процентов;

7) в части обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

повышение полноты и доступности информации о социальных гарантиях и компенсациях (вся информация о социальных гарантиях и компенсациях должна быть размещена на сайте Министерства обороны в течение 10 рабочих дней с момента принятия/изменения соответствующих нормативных правовых актов);

повышение удовлетворенности военнослужащих предоставлением социальных гарантий и компенсаций до уровня 90процентов и более;

в том числе по приоритетным социально значимым категориям:

дети:

ликвидация бедности семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, имеющих детей;

охват воспитанников воинских частей и детей военнослужащих различными формами отдыха и оздоровления на уровне 75процентов и более;

увеличение доли поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования среди воспитанников воинских частей и детей военнослужащих, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, до уровня 60процентов и более;

повышение удовлетворенности доступностью и качеством услуг (медицинских, санаторно-курортных, культурно-досуговых и др.), предоставляемых детям военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанникам воинских частей, до уровня 90процентов и более;

увеличение доли выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского, Московского военно-музыкального училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, поступивших в военно-учебные заведения, до уровня 90процентов и более;

оборудование общежитий, казарм, библиотек культурно-досуговых центров (Домов офицеров) абонентскими пунктами доступа в Интернет;

обеспечение воинских частей периодическими печатными изданиями;

оборудование общежитий (казарм) для личного состава спутниковыми приемными комплексами и кабельной сетью для качественного приема телевизионного и радио сигнала;

обеспечение воинских частей устойчивым эфирным сигналом;

переход газет Министерства обороны на 8-полосный формат и цветную печать.

торгово-бытовое обслуживание:

организация торгового обеспечения, общественного питания и бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей в местах исполнения обязанностей военной службы (работы), проживания и в полевых условиях;

развитие системы военной торговли, в т. ч.:

улучшение качества и расширение ассортимента товаров и услуг;

повышение профессионального уровня работников торговли, общественного питания, сферы бытовых услуг;

развитие материально-технической базы военной торговли путем создания предприятий нового типа (торгово-досуговых центров, минимаркетов, кафе с комплексом досуговых услуг, комбинатов бытового обслуживания с комплексом услуг), проведения капитальных и текущих ремонтов имеющихся объектов, замены и обновления устаревшего торгово-технологического и холодильного оборудования ;

проведение ценовой политики по сдерживанию роста цен на предприятиях военной торговли путем проведения мониторинга цен, анализа их соотношения с коммерческим сектором, а также устранения возникающих ценовых перекосов;

оказание адресной поддержки лучшим преподавателям, докторантам, адъюнктам, слушателям и курсантам военных вузов;

лицензирование и аккредитация учебных воинских частей для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по программам начального профессионального образования;

совершенствование программ, курсов боевой подготовки и иных нормативных правовых документов по присвоению классной квалификации;

создание системы дистанционного обучения во всех гарнизонах и местах компактного проживания военнослужащих;

государственные гражданские служащие:

повышение квалификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны.

3) Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала:

профилактика, диагностика, лечение актуальных классов заболеваний: ВИЧ-инфекция, туберкулез, сердечно-сосудистые, стоматологические заболевания и др.;

развитие системы диспансеризации и пропаганды здорового образа жизни в Вооруженных Силах;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил;

оказание высокотехнологичной медицинской помощи;

обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом лиц, нуждающихся в нем по медицинским показаниям;

обеспечение льготным санаторно-курортным лечением гражданского персонала;

развитие системы медико-психологической реабилитации и организованного отдыха отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на их здоровье (летный состав, дежурные силы ВМФ, РВСН, КВ, ВДВ и т. д.);

обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением многодетных семей;

организация оздоровительного отдыха детей военнослужащих;

IX. Риски

Существенные риски достижения генеральной цели Стратегии, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов военного, политического, социального, экономического и операционного характера.

К числу частично управляемых рисков относятся:

возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования и утверждения Правительством Российской Федерации разработанных Министерством обороны проектов нормативных правовых актов, требуемых для реализации Стратегии, а также сроков рассмотрения их Государственной Думой. Для минимизации воздействия данного риска планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

недостижение синхронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами. Для предотвращения воздействия данного риска планируется осуществление работы по заключению и контролю реализации соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами.

Неуправляемыми рисками являются:

опережающий рост средней заработной платы в стране по сравнению с ростом денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и уровнем пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу;

недостаток производственных и строительных мощностей для обеспечения выполнения мероприятий Стратегии, связанных со строительством жилья для военнослужащих, объектов культуры и спорта и др.;

резкий рост цен на жилье;

возможность участия Вооруженных Сил в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта;

законодательное изменение численности Вооруженных Сил.

В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки масштабов и последствий действия данных факторов, их влияния на достижение генеральной цели, решение задач Стратегии и получение запланированных результатов, проведение соответствующей корректировки Стратегии.

X. Механизм контроля

В целях обеспечения реализации Стратегии, достижения ее генеральной цели и решения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:

закрепление ответственности за достижение генеральной цели, решение задач и выполнение плановых показателей реализации Стратегии за соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими органами военного управления;

создание в Министерстве обороны рабочего органа (Комиссии по реализации Стратегии), основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций;

создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач Стратегии;

ежегодное рассмотрение результатов реализации Стратегии на заседаниях Коллегии Министерства обороны.

Министерство обороны осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Стратегии, формирует отчетность о реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и его корректировку.

Министерство обороны обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации.

Комиссия по реализации Стратегии осуществляет координацию и принятие решений, связанных с контролем реализации Стратегии, требующих согласования с представителями всех заинтересованных сторон, а также обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами в рамках достижения генеральной цели и решения задач Стратегии.

Центральные органы, другие органы военного управления несут ответственность и осуществляют контроль за решением соответствующих задач и реализацией мероприятий Стратегии, формируют и представляют отчетность о достигнутых результатах.

Ежегодно отчет о результатах реализации Стратегии будет представляться Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Общественную Палату Российской Федерации.

Обозначения и сокращения

БВС - безопасность военной службы

ВДВ - Воздушно-десантные войска

ВМФ - Военно-Морской Флот

Вооруженные Силы - Вооруженные Силы Российской Федерации

ВС РФ – Вооруженные Силы Российской Федерации

ВПО – высшее профессиональное образование

ВУЗ - высшее учебное заведение

КВ - Космические войска

Министерство обороны -

НПО – начальное профессиональное образование

Подпрограмма ГЖС - подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты »

РВСН - Ракетные войска стратегического назначения

СМИ - средства массовой информации

СПО – среднее профессиональное образование

Стратегия - Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года

Определения

Военно-социальная инфраструктура - сеть подведомственных Министерству обороны организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры и досуга, массовых коммуникаций, физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, торгово-бытового обслуживания.

Военные потребители - военнослужащие, члены их семей и население в местах службы и проживания.

Генеральная цель (долгосрочная стратегическая цель) - желаемое для Министерства обороны конкретное состояние отдельных характеристик социальной сферы Вооруженных Сил в долгосрочной перспективе, на достижение которого направлена его деятельность.

Государственная социальная политика – совокупность конкретных мер и мероприятий государства по созданию наиболее благоприятных условий для реализации социальных потребностей приоритетных социальных групп и всего населения страны, поддержания их доходов, уровня образования, здравоохранения, культуры, обеспечения занятости, безопасности и т. п.

Задача (долгосрочная стратегическая задача) – конкретная, измеримая, привязанная к определенным срокам деятельность Министерства обороны, направленная на достижение общественно значимых результатов, требуемых для успешной реализации поставленной генеральной (долгосрочной стратегической) цели.

Заинтересованные стороны - федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, организации, граждане, имеющие в соответствии с законодательством интерес к результатам деятельности в сфере социального развития Вооруженных Сил и которые могут оказывать влияние на развитие указанной сферы.

Индекс социального развития Вооруженных Сил - один из главных индикаторов, характеризующий успешность реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил и определяемый как доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач.

Результаты реализации Стратегии, характеризующие решение поставленных задач и достижение установленной цели, в т. ч. эффекты от реализации Стратегии для основных заинтересованных сторон (социальные, экономические, политические, военные и др.).

Контроль за реализацией Стратегии – процесс мониторинга, анализа и оценки реализации Стратегии в рамках имеющихся ресурсов, оценки достижения генеральной цели и задач, выработки и принятия корректирующих управленческих решений.

Мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за реализацией Стратегии.

Многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей.

Непосредственные результаты - результаты реализации мероприятий Стратегии, характеризующие в том числе количество (объем) и качество предоставленных услуг, выплат.

Программа - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи и описываемый измеряемыми целевыми индикаторами.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимально необходимого человеку набора продуктов питания, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.

Реестр социальных показателей - структурированная совокупность данных о показателях, характеризующих достижение генеральной цели, решение задач и результаты программ по реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил. Реестр содержит ключевую информацию о социальных показателях, в том числе: наименование показателя, данные об ответственных за достижение показателя, наименования соответствующих цели, задачи, программы, методику расчета показателя (методику расчета, исходные данные и источники исходных данных), целевое значение показателя, основание для его установления и т. д. Реестр предназначен для обеспечения проведения регулярных оценок социального развития Вооруженных Сил, в том числе степени реализации Стратегии, и принятия своевременных корректирующих мер.

Реестр социальных программ - структурированная совокупность данных о программах реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил. Реестр отражает обобщенные данные о результатах программ, составляющих их социальных расходных обязательствах, заказчиках, исполнителях программ, сроках действия, нормативно-правовых актах, утвердивших программы, виде программ (федеральная целевая программа, аналитическая программа ведомства, целевая программа ведомства). Создание данного инструмента позволит получать полную и целостную информацию о выполнении программ, обоснованно корректировать состав, структуру и содержание программ в соответствии с генеральной целью, задачами Стратегии, повышать результативность и эффективность их реализации.

Реестр социальных расходных обязательств - структурированная совокупность данных о социальных расходных обязательствах, закрепленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочия по исполнению которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации , возложены на Министерство обороны.

Результативность - тип измерения результатов деятельности, отражающий степень достижения целей и задач.

Риск - вероятность наступления обстоятельств, препятствующих достижению генеральной цели и решению задач Стратегии, получению запланированных результатов.

Социальные расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета на реализацию социальных гарантий.

Социальная защита военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - деятельность органов государственной власти, военного управления и местного самоуправления по созданию условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей указанных категорий, а также социальных гарантий и компенсаций, вытекающих из особенностей военной службы.

Стратегия социального развития Вооруженных Сил - совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Министерства обороны, других федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил.

Уровень бедности – нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домохозяйства) за определенный период, обеспечивающий прожиточный минимум.

Уровень удовлетворенности – показатель, позволяющий оценить удовлетворенность потребителей качеством и доступностью каких-либо услуг с учетом значимости факторов, влияющих на качество и доступность указанных услуг. Значение показателя выражается в процентах.

Целевое значение показателя – желаемое значение показателя достижения генеральной цели, задачи; значение показателя, к достижению которого следует стремиться.

Экономичность - тип измерения результатов деятельности, отражающий стоимость приобретения входных ресурсов.

Эффективность - тип измерения результатов деятельности, отражающий преобразование входных ресурсов в выходные результаты.

Паспорт Стратегии

Наименование

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года

Основание для разработки

Указание Министра обороны Российской Федерации от 5 июля 2007 г. № 000/2/184

Государственный заказчик координатор

Министерство обороны Российской Федерации

Основные разработчики

Министерство обороны Российской Федерации

Фонд «Институт экономики и социальной политики»

Генеральная цель

Удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала

Основные задачи

1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих;

3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

4. Повышение безопасности военной службы;

5. Улучшение жилищных условий семей военнослужащих;

6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил и пенсий гражданам, уволенным с военной службы;

7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Срок реализации

Исполнители основных программных мероприятий

Министерство обороны Российской Федерации

Конечные общественно значимые результаты

Повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 125процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

Достижение 80-ти процентного размера пенсий граждан, уволенных с военной службы, от объема денежного довольствия военнослужащих;

Обеспечение равенства средней заработной платы лиц гражданского персонала воинских частей и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и средней заработной платы работников отраслей экономики страны;

Обеспечение семей всех военнослужащих, имеющих право на получение жилья, соответствующими жилыми помещениями;

Снижение гибели военнослужащих более чем в 3,8 раза;

Увеличение доли военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания или имеются некоторые отклонения в состоянии здоровья, до уровня 90процентов и более;

Достижение соответствия уровня профессионального образования и квалификации квалификационным требованиям к занимаемой воинской должности для 100процентов офицерского состава;

Увеличение доли военнослужащих, сдавших нормативы по физической подготовке на «хорошо» и «отлично», до уровня 90процентов и более;

Увеличение доли свободного времени военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, занятого потреблением услуг культуры, до 30процентов и более;

Повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов;

Повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90процентов и более;

Повышение удовлетворенности военнослужащих профессиональной служебной деятельностью до уровня 90процентов и более;

Повышение удовлетворенности лиц гражданского персонала Вооруженных Сил профессиональной служебной деятельностью и трудом до уровня 90процентов и более;

Выход Вооруженных Сил на новый качественный уровень социального развития, отвечающий повышенным требованиям как к личному составу (к уровню его профессиональной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки), так и к эффективности исполнения военнослужащими своих профессиональных задач по обеспечению безопасности и защите политических и экономических интересов Российской Федерации;

Достижение уровня социального развития Вооруженных Сил, идентичного социально-экономическим показателям, установленным в вооруженных силах наиболее экономически развитых стран мира.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 20/2008

ВЕКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЗАДАН

Геннадий ПУЛИН

В ЦЕНТРЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВС РФ НАХОДИТСЯ ЧЕЛОВЕК

Планомерная работа руководства страны и военного ведомства по повышению социального статуса военнослужащих стала неотъемлемой частью реформирования армии и флота нашей страны. Не так давно в Минобороны в дополнение к ранее принятым программам утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил до 2020 года, которая существенным образом должна изменить качественный уровень жизни военнослужащих и членов их семей, в целом повысить привлекательность военной службы. Об основных положениях социальной стратегии наш корреспондент беседует с советником министра обороны РФ Екатериной ПРИЕЗЖЕВОЙ.

Екатерина Приезжева.

Фото Алексея МУХИНА

Екатерина Геннадьевна, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации к числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 г. отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, обеспечении безопасности страны. Как я понимаю, эти планы будут учитываться и в военном ведомстве?

Чтобы эффективно противостоять современным вызовам и угрозам, нам нужна мобильная, компактная и высокопрофессиональная армия. Иными словами, нам необходима инновационная армия - армия, входящая в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям.

Что стало основными приоритетами этой стратегии?

В центре Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ находится человек и удовлетворение его потребностей в наиболее важных областях социального развития. Среди них культура и спорт, образование, медицина, безопасность прохождения воинской службы, жилищный вопрос, денежное довольствие, заработная плата и пенсии, социальная защита.

У нас есть четкое понимание того, что мы хотим достигнуть в каждом из этих направлений и каким образом это сделать.

Насколько трудно шла работа над разработкой стратегии?

Поработать пришлось основательно. На системном уровне были изучены принятые национальные и отраслевые концепции и стратегии, федеральные целевые программы и национальные проекты, проанализирован опыт стратегического управления социальной сферой в оборонных ведомствах стран НАТО, а также подготовленные за последние 10 лет диссертации, связанные с социальным развитием Вооруженных Сил.

По заказу министерства проводилось масштабное социологическое исследование, позволившее комплексно оценить современное состояние военно-социальной сферы и определить ключевые направления ее реформирования. Очень помогло нам и анкетирование военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

На этапе разработки материалы стратегии открыто обсуждались и нашли поддержку не только внутри Министерства обороны РФ, но и у большинства государственных и общественных организаций, отстаивающих интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В том числе в Комитете по обороне Государственной Думы, Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации, Общественной палате РФ, Общественном совете при Министерстве обороны, в ветеранских организациях, Комитете солдатских матерей.

В стратегии определены не только генеральная цель, задачи, ожидаемые результаты, но и принципы, этапы, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля реализации стратегии.

Екатерина Геннадьевна, а кто выиграет от реализации этой стратегии?

Цель стратегии - улучшить жизнь семей военнослужащих.

Фото Леонида ЯКУТИНА

В стратегии четко выделены основные категории, на которые нацелены социальные преобразования, - военнослужащие (проходящие военную службу по призыву и контракту), гражданский персонал, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, в том числе самые социально незащищенные категории - дети, ветераны, семьи, потерявшие кормильца.

Стратегия не только задает вектор социального развития Вооруженных Сил, но и определяет, что конкретно получит каждая из этих категорий в наиболее важных областях социального развития.

Очень конкретно с учетом российского и зарубежного опыта определены критерии достижения генеральной цели и задач, а также оценочные показатели и алгоритм их расчета.

Определялись они на основе аналогичных целевых ориентиров ведущих иностранных оборонных ведомств (например, показатель "доля здоровых военнослужащих" 90% соответствует показателю армий НАТО), требований законодательства (например, обучение государственных гражданских служащих 30%); лучшей мировой практики (например, уровень удовлетворенности качеством социальных услуг 90%).

За каждым показателем стоит программа или комплекс программных мероприятий, обеспечивающих достижение указанных целевых значений.

Эти программы, как я понимаю, разбиты на временные этапы?

Совершенно верно. Реализация стратегии предполагается в три этапа, которые соответствуют этапам реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ: 2008-2012 годы; 2013-2017 годы; 2018-2020 годы.

Екатерина Геннадьевна, а какие гарантии выполнения таких грандиозных планов?

Еще на стадии разработки в социальную стратегию был заложен принципиально важный компонент, от которого в значительной степени зависит успешность реализации разработанной стратегии - четкий механизм контроля за ее реализацией.

В числе прочих контрольных мероприятий предполагается организовать систему мониторинга, позволяющую отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение генеральной цели и решение задач стратегии.

Также мы планируем создание специального рабочего органа - Комиссии по реализации стратегии, куда войдут представители основных заинтересованных сторон, в том числе органов государственной власти Российской Федерации, общественных и научных организаций.

Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии. Армия становится по-настоящему открытой.

Очевидно, что принятие данной стратегии - это только начало большой и сложной работы по реализации конкретных программ, направленных на достижение поставленных целей:

Уже сегодня Минобороны приступило к формированию первой очереди ведомственных целевых программ, направленных на реализацию стратегии. Эти программы в дальнейшем будут включены в Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства обороны на 2009-2011 годы.

Мы понимаем, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы вывести Вооруженные Силы на принципиально новый уровень социального развития, отвечающий новым задачам, поставленным перед Минобороны России. Но мы готовы к такой масштабной работе.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

2011-06-03 / Виталий Иванович Цымбал - полковник в отставке, доктор технических наук; Андрей Анатольевич Приветкин - подполковник запаса, кандидат экономических наук.


Весна нынешнего года принесла наконец-то некоторую вразумительную надежду на выполнение давних обещаний военно-политического руководства России - сделать денежное довольствие (ДД) и вообще статус наших военнослужащих такими, чтобы это полностью соответствовало представлениям об армии мощного, современного государства. Разумеется, путь к такой цели непрост. Напомним, что попытка решить эту задачу, предпринятая в 2002 году, была полезной, но свелась в основном к выравниванию ДД военачальников с денежным содержанием (ДС) верхних эшелонов гражданского чиновничества.

О младших офицерах тогда толком не позаботились. Поэтому многие курсанты военных училищ и выпускники, почувствовав себя обманутыми, стали увольняться - как могли. А к лицам рядового и младшего командного состава (РМКС), даже к тем, которые служили по контракту, законотворцы отнеслись и вовсе пренебрежительно. Военнослужащих РМКС, несущих основную часть тягот и лишений военной службы, по статусу приравняли к референтам... самого нижнего разряда чиновничьей иерархии.

Для заключения контракта у них как не было раньше, так и не прибавилось весомых стимулов.

Поэтому в 2003 году при обосновании федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу воинских частей постоянной готовности в основном на добровольное комплектование по контракту было принято решение ввести новую «стимулирующую» надбавку для РМКС, а заодно и для офицеров младшего и среднего звена, командующих ими. Однако офицеры старшего звена, особенно в центральном аппарате (ЦА) Минобороны, почувствовали себя как бы «обиженными». Они обратились к тогдашнему министру обороны Сергею Иванову с просьбой-предложением ввести еще одну надбавку - исключительно для них. Надбавку не простую, а долгосрочно действующую в их «пользу». Результаты такой политики проиллюстрированы внизу страницы на графике.

По нему видно, что размеры ДД, выраженные в текущих ценах периода 2002-2008 годов, росли у всех военнослужащих. Но у работников центрального аппарата они «взмывали ввысь». Каждое увеличение оклада по должности (при индексации, парирующей инфляцию) приводило (за счет надбавок) к росту ДД «аппаратчиков» на величину, превышающую не только рост ДД у солдат и сержантов, но и размеры всего ДД военнослужащих РМКС. Оно все годы оставалось меньше, чем средняя зарплата по стране. Время шло, рубль обесценивался, расходы на ФЦП при ее корректировке росли, но только не «стимулирующая» добавка.

БЛАГОЕ НАМЕРЕНИЕ, ОБЕРНУВШЕЕСЯ СМУТОЙ

Именно такую ситуацию с ДД и принял от Сергея Иванова сменивший его на посту новый министр обороны РФ Анатолий Сердюков. И что бы ни говорили недоброжелатели о его некомпетентности в военных делах, нельзя не отметить благородную инициативу гражданского управленца: при нем началась разработка «Стратегии социального развития Вооруженных сил РФ на период до 2020 года». В апреле 2008 года она была утверждена. Тогда же приказом министра обороны № 241 от 28.04.2008 года для реализации стратегии была учреждена комиссия.

Замыслы выглядели грандиозными. Напомним, в частности, намерение ввести Вооруженные силы РФ в «пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям», а военнослужащих, проходящих службу по контракту, - в состав «среднего класса страны». Для этого, как предполагалось, их ДД должно превысить среднюю заработную плату (СЗП) по стране на 25%, а военные пенсии (ВП) должны подняться до уровня 80% от ДД. Обещано и другое: «Гражданское общество впервые сможет принять участие в контроле за ходом выполнения мероприятий и программ, обеспечивающих реализацию стратегии». Правда, следующее утверждение - о том, что «армия становится по-настоящему открытой», не гармонировало с фактически кулуарной работой комиссии и закрытостью разработки законопроектов об изменениях в армии, даже при их обсуждении в Государственной Думе.

Однако вскоре после утверждения стратегии произошли отвлекающие негативные события. Это августовская война 2008 года, в ходе которой ВС РФ защищали своих военнослужащих-миротворцев и мирных жителей Южной Осетии. Одновременно грянул экономический кризис.

Осенью 2008 года президент РФ с подачи военачальников объявил переход к «новому облику» нашей армии, заметим, тоже кулуарно разработанному, втайне от большинства не только гражданских лиц, но и военнослужащих.

На короткое время совпали интересы контрактников, ранее принужденных к «добровольному» подписанию контракта, и военачальников, допустивших принуждение вместо того, чтобы сделать службу привлекательной, в том числе за счет достойного ДД. Контрактники начали разбегаться, а генералы избежали ответственности за провал ФЦП, обвинив контрактников в отсутствии патриотизма.

В этих условиях ради экономии бюджетных средств было решено комплектовать основную часть должностей РМКС (700 тыс. человек) по призыву. Тем обстоятельством, что призвать столько юношей в сложившейся демографической ситуации не удастся, пренебрегли. И тем, что боеспособность лиц, проходящих военную службу в течение всего лишь одного года, крайне низка - тоже пренебрегли. Генералы убедили депутатов в правомочности посылать в бой военнослужащих, которые прослужили всего лишь 3 месяца. И такая поправка была внесена в закон.

А ведь всем, казалось бы, известно влияние на безопасность дорожного движения наскоро подготовленных молодых водителей транспортных средств. Даже если они ездят не в боевых машинах, а в комфортных иномарках. Появление термина «чайник» по отношению к ним не случайно. И вот, применительно к нашей армии, получилось, что она стала состоять в основном из «чайников». Напрашивается шуточное предложение: руководящих начальников, обосновавших такой переход к такому облику ВС РФ, переименовать в «начайников». Но если бы дело было только в том, как нам их называть! А с точки зрения обороноспособности страны - тут уж не до шуток.

Что же касается размеров ДД, то, сэкономив на военнослужащих нижнего уровня войсковой иерархии (после замены контрактников служащими по призыву), кое-кому захотелось передать эти средства более «нуждающимся». Под благовидными предлогами был разработан ряд приказов министра о «премировании деньгами» некоторых военнослужащих по не совсем понятным критериям. Злополучные приказы до сих пор будоражат военнослужащих и их семьи, а главный результат начинания свелся к смуте и расколу в рядах «войскового братства».

КУЛУАРНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО ЛУКАВО

Апофеозом заботы высших должностных лиц Минобороны о самих себе стал приказ № 115 от 28.03.2009 года, ловко названный «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ». Пункт 7 прилагаемого к этому приказу «Порядка» объявил, что конкретные размеры «стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств… по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей и максимальными размерами не ограничиваются». Показать такой неограниченный рост ДД после 2008 года на приведенном графике невозможно, как и увязать это с какими-либо показателями боеспособности войск и обороноспособности страны. Как эффективность использования фондов ДД повысилась - осталось загадкой. А вот доходы многих военных и гражданских чиновников превзошли по итогам бюджетного года доходы не только военнослужащих регулярных войск, но и Верховного главнокомандующего! Ошарашивающий смысл этого приказа затем был подправлен приказом министра обороны № 1010 от 26.07. 2010 года.

Приведем пример и совсем другого отношения наших органов власти к выплатам денежных средств военнослужащим. Этот пример относится к большинству военнослужащих. Минфин своим письмом № 03-04-08-01/9 от 27.01.2009 года, подписанным директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, положил начало удержанию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с одной из компенсационных выплат военнослужащим. Речь идет о компенсации, предусмотренной статьей 16 Федерального закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». К сожалению, нет у этой компенсации официального названия. Она предусмотрена то ли «за», то ли «на» санаторно-курортное лечение, а если по смыслу, то и «помимо» него. Не вникая в игру предлогов, Минфин решил, что НДФЛ с этой компенсации нужно взыскивать. Расчет был на то, что, во-первых, суммы этих компенсаций 600 и 300 рублей в год (на военнослужащего и членов семьи соответственно) на фоне ДД незначительные, поэтому потери не очень заметны, а во-вторых, военные - народ привычный к ущемлениям. Побурчат, да и успокоятся. Других проблем хватает (и личных, и служебных). Да и гораздо более крупные нелады в системе денежного довольствия продолжают тревожить военнослужащих...

Так что не домыслы критиканов, не «подрывная» деятельность правозащитников, а сама жизнь показала и продолжает показывать ошибочность кулуарной разработки замыслов и реализующего их порядка действий, особенно в системах ДД и комплектования армии. Поэтому в феврале 2011 года параметры «нового облика» ВС РФ опять были изменены. Сказано и о нужном увеличении комплектования РМКС по контракту, названа ориентировочная численность, хотя никакой программы под это пока нет.

Правда, президент и премьер-министр регулярно напоминали чиновникам о необходимости принять закон о новом ДД военнослужащих. В течение некоторого времени в Интернете «висел» проект такого закона, но затем он исчез. Возможно, это объясняется тем, что высоких начальников в центральном аппарате Минобороны вполне устраивает ныне действующий порядок, поскольку и так гарантирует высокий размер и непрерывный рост их ДД. Похоже, реализацию упомянутой выше стратегии стопорили из самого военного ведомства.

Многие в РФ обсуждали сложившуюся ситуацию, а также причины торможения стратегии. Этим занимались военные и гражданские эксперты, в частности, из ИЭП.

Лишь после 17 марта этого года, когда прошло предварительное рассмотрение законопроекта о ДД в Комитете Государственной Думы по обороне, а материалы частично были опубликованы в СМИ, обсуждение новой системы ДД актуализировалось.

Совсем недавно Министерство финансов РФ представило законопроект в правительство РФ, и на его заседании 26 мая, как было объявлено, документ собирались рассмотреть, чтобы затем направить в Госдуму. Но, заметим, времени для прохождения будущего закона через все инстанции к обещанному сроку введения - 01.01.2012 года - осталось все равно мало. Ведь понадобятся еще и подзаконные акты. На скоростях что-либо исправить трудно. А вот чиновники, разработавшие законопроекты, могут доложить, что поручение президента ими выполнено.

Для независимой экспертизы сейчас доступны следующие материалы:

1. Проект федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим» и сопровождающие этот законопроект пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

2. Информация о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии и отдельных выплатах военнослужащим» и сопровождающих этот законопроект документах.

3. Ряд других документов, сопровождавших законопроекты, но не входящих в их состав, а также публикации, имеющие косвенное отношение к проблеме. В СМИ много пересказов представленных материалов, однако мало аналитики.

Что же показали результаты нашего независимого исследования?

АНАЛИЗ ОБОСНОВАННОСТИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Появление рассматриваемых законопроектов следует считать, безусловно, благоприятным событием. В них есть положения, которые заслуживают поддержки, но в целом, как показал анализ, поддержка не может быть безоговорочной. Из законопроектов не следует, что они соответствуют главному:

Чаяниям большинства граждан РФ;

Объявленному президентом РФ курсу на модернизацию общества, в том числе всемерному привлечению к инновационной деятельности молодежи, а также на пресечение коррупции;

Социально значимым интересам военнослужащих, хотя бы в том виде, как они были изложены в «Стратегии социального развития ВС РФ на период до 2020 года».

Ни пояснительные записки к законопроектам, ни справки, подготовленные к заседанию Комитета ГД по обороне, не дают ответа на вопрос о том, чем же вызвана необходимость радикального изменения ДД военнослужащих. В основу пояснительных записок положен сугубо чиновничий подход - перечисление некоторых указаний и поручений руководства, во исполнение которых разработаны законопроекты. Однако и этот перечень нельзя считать полным, а тем более доступным для анализа независимыми экспертами.

В то же время, как показано в нижеследующей таблице, в государстве есть официальные документы по рассматриваемой проблеме, которые давно следовало выполнить. И это, не считая упомянутой выше стратегии, которая как ведомственный документ могла из-за статусного признака не упоминаться разработчиками законов. В таблицу включены некоторые действующие документы высшего уровня, которые связаны с необходимостью повышения привлекательности военной службы. Есть такие, которые долгие годы не выполнялись, их текст корректировался, но не в нужную сторону. Возможно, кто-то их подзабыл. Пришла пора, на наш взгляд, вспомнить и выполнить.

Не упомянутые разработчиками, но также подлежащие исполнению документы Комментарии
1 Постановление Правительства РФ от 30.11.1992 г. № 918 о начале перехода на добровольное комплектование Выполнение прервано в 1995 г. в числе других причин из-за недостаточной привлекательности военной службы.
2 Указы Президента РФ от 16.05.1996 г. № 722 и от 25.11.1996 г. № 1592 о завершении перехода на исключительно добровольное комплектование ВС РФ и ограниченно - других войск. Выполнение отложено до “создания необходимых условий”, которые, прежде всего, зависят от обеспечения привлекательности военной службы. Пришла пора их создать.
3 Военная доктрина РФ, утвержденная Президентом РФ 05.02.2010 г. (подпункт “ж” п. 30) Отмечена необходимость “подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы”. Без роста ДД не обойтись.

В любом случае забывать об интересах военнослужащих какой-либо категории неправомочно, как и об истинных причинах реформы ДД. Ниже в таблице приведен их ориентировочный перечень, который сформирован на основе общедоступной информации. А еще следует добавить требование высочайших темпов комплектования военной организации государства высокопрофессиональными военнослужащими и наращивания боеспособности войск.

Причины, обуславливающие необходимость законодательной реформы ДД Комментарии
1 Невозможность решения (в рамках прежнего порядка и размеров ДД) проблемы добровольного комплектования регулярных войск ВС РФ такими гражданами, которые были бы заинтересованы и способны решать все военные задачи мирного и военного времени Об этом свидетельствует срыв первого этапа комплектования ВС после 1992 г., затем срыв ФЦП 2004-2007 г., наблюдавшееся досрочное увольнение из ВС молодых офицеров и курсантов
2 Коррупциогенность призыва и сохранение в нем, как в рудименте российского крепостного прошлого, неравноправия граждан РФ и перенос этого неравноправия на ДД Об этом свидетельствуют материалы военной прокуратуры и данные комитетов солдатских матерей
3 Невозможность заявленного в 2008 г. в Стратегии социального развития ВС РФ вхождения России в группу (пятерку) государств, имеющих лучшие современные армии, в т. ч. по социально-экономическим показателям Россия с этого года останется в “восьмерке” G8 единственным государством, сохраняющим призыв
4 Немотивированное нарушение конституционных принципов равноправия граждан, в т. ч. государственных служащих (гражданских / военных; по контракту / по призыву; проходящих военную службу в различных ФОИВ и т.д.) Регулярны факты отставания ДД военнослужащих ВС РФ от ДД в некоторых других войсках, а также от денежного содержания гражданских государственных служащих
5 Отсутствие законодательной увязки ДД военнослужащих со средней заработной платой (СЗП) в стране Размеры ДД и СЗП, темпы их роста не увязаны, что приводит к проигрышу ВС РФ на конкурентном рынке труда
6 Некорректные с социально-экономической точки зрения пропорции отношений максимального и минимального ДД в рамках существующего порядка (до 10 раз при учете всех надбавок), что приводит к росту социального недовольства и чревато негативными последствиями. Законопроекты противоречат СНБ-2020, в которой такого рода отношения (максимальных доходов к минимальным) возведены в число важнейших показателей социально-экономической безопасности
7 Общее снижение престижа военной службы, вопреки заявленному в Стратегии вхождению военнослужащих по контракту в категорию “среднего класса страны”, что призвано решить проблему кадрового обеспечения обороноспособности страны Синхронно с произошедшим понижением ДД и ВП упали иные стимулы, которые в других странах делают военную службу привлекательной, а социальный статус военнослужащего высоким

Есть еще группа причин, вызывающих необходимость реформы не только системы ДД военнослужащих, но и пенсионного обеспечения военных пенсионеров, однако это требует отдельного анализа, а не мимолетного упоминания. Хотя стоит, наверное, заметить, что правительство по-прежнему пытается установить неприемлемый для абсолютного большинства отставных военных порядок начисления пенсий. В пресс-релизе к заседанию 26 мая так и было указано: «Изменяется порядок расчета пенсий граждан, проходивших военную службу, таким образом, чтобы, снизив в процентах размеры денежного довольствия, принимаемого для расчета пенсий, обеспечить повышение самих пенсий в среднем не менее чем в 1,5 раза». Это гораздо меньше того, что ждут военные пенсионеры, и прямо противоречит тому, что заявлялось в стратегии Сердюкова.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Рассмотренные законопроекты являются попыткой реализации указаний высшего военно-политического руководства РФ о введении с 2012 года новых, существенно увеличенных размеров ДД военнослужащих. Такая попытка в принципе заслуживает поддержки. Безусловно положительным в законопроекте является, например, и установление единовременных пособий в размере 3 и 2 млн. руб. и далее по убыванию на 500 тыс. руб. - солидно, хотя непонятно, из каких соображений исходили разработчики.

Вместе с тем законопроекты не решают многие проблемы, которые относятся к категории наиболее актуальных для граждан и общества, а также и для государства:

1. По главным параметрам ДД и ВП законопроекты не содержат законоположений прямого действия - вместо них делаются отсылки на будущие подзаконные акты. Опубликованные таблицы будущих размеров ДД и ВП, приведенные как якобы иллюстрирующие представленные законопроекты, на самом деле к закону не имеют прямого отношения - законодательно упомянутые размеры не фиксируются. Это означает, что фактически обещанные гражданам параметры ДД после принятия законов не получат гарантированных оснований. А подзаконные акты в силу сложившихся традиций будут верстаться без должного общественного (и даже парламентского) контроля. И будут ли введенные ими параметры соответствовать сегодняшним обещаниям - большой вопрос.

2. Общее впечатление от будущих законов, если отрешиться от солидных обещаний, - по своей содержательной и смысловой нагрузке это не самостоятельные новые законы, а видоизмененные редакции статей 12 и 13 Закона 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ряд изменений в других статьях указанного и других законов.

3. Отдельные законоположения не продуктивны, не точны или даже явно ошибочны, в них имеются положения, которые выглядят как противоречащие Конституции РФ 1993 года (п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 55), а поэтому нуждаются в обоснованиях, которых нет в пояснительной записке. Имеются расхождения также и с рядом действующих законов, при этом их положения не предлагается отменить в связи с вводом в действие новых законов.

4. Закладываются предпосылки к разрушению единства системы государственной службы в РФ, предусмотренного Федеральным законом 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (п. 1 ст. 3), в частности, за счет углубления расхождений между системой ДД военнослужащих и системой ДС государственных гражданских служащих. Поставлены под сомнение ранее сформулированные требования Указа президента РФ 2002 года № 249 «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих». Это касается даже такого положения, как статус должностного лица, устанавливающего размеры ДД военнослужащих и ДС государственных гражданских служащих. Сейчас они отличаются. В статье 12 ФЗ № 76 от 1998 года «О статусе военнослужащих» (п. 2 ч. 3) записано: «Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих». А в статье 50 ФЗ № 58 от 2003 года «О государственной гражданской службе РФ» записано, что «размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом президента РФ по представлению Правительства РФ».

Предлагаемое в законопроекте сохранение этого различия фактически понижает статус военнослужащих.

Точно так же является нарушением предлагаемое разделение военнослужащих на «сорта», соответствующие их ведомственной принадлежности.

Более всего обойдены вниманием права низкооплачиваемых категорий военнослужащих на достойное ДД, что подрывает замыслы ускоренного перевода регулярных войск РФ на добровольную военную службу по контракту путем набора нужных специалистов на конкурсной основе; в конечном итоге не обеспечивается достижение цели, поставленной в Послании президента РФ.

5. Отменяются некоторые правовые нормы, регулируемые другими законами; не оговаривается изменение ряда действующих норм; остаются возможности для подзаконного расширения якобы «конечного» перечня выплат и конечного числа категорий граждан, на которых законопроект распространяется, в частности, это касается упоминаемых в законопроекте «приравненных лиц».

ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ

Авторами данной публикации сделана попытка двух возможных ответов на поставленный вопрос. Первый - это разработка нового альтернативного проекта и предложений по его широкому открытому обсуждению. Второй - это формулировка концептуальных (принципиальных) положений, которым должны соответствовать внесенные законы при их доработке. Материалы по обеим попыткам переданы ряду должностных лиц, причастных к решению этой проблемы, в рабочем порядке.

Для реализации представляется более реалистичным второй ответ. Его формулировка, предлагаемая нами, о размерах ДД такова.

Размеры ДД военнослужащих ежегодно (при разработке федерального бюджета) устанавливаются (корректируются) президентом РФ по представлению правительства РФ при участии всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, исходя из следующих достигнутых величин:

а) размера СЗП по стране - этот размер более всего важен для граждан, заключающих первый контракт для несения службы в регулярных войсках (с коэффициентом превышения ДД над СЗП в 1,25, который может уточняться при подготовке проекта федерального бюджета);

б) размеров ДС государственных гражданских служащих - эти размеры важны для всех (особенно для высокопоставленных) военнослужащих по контракту, переназначаемых на новые должности и (или) перезаключающих контракты, в соответствии с уточненной шкалой соответствия должностей военных и гражданских служащих.

Указанные данные используются для корректировки сетки тарифных разрядов и соответственно окладов.

Гражданам, призванным для выполнения конституционного долга по защите Отечества и прохождения военной службы по призыву, назначается следующее ДД:

В период обучения в учебных воинских частях (центрах) для подготовки к дальнейшей службе в регулярных войсках или к пребыванию в военнообученном резерве (запасе) - соответствующее типовым государственным студенческим стипендиям;

В период дальнейшего прохождения службы по призыву на должностях солдат, матросов и сержантов в регулярных войсках - соответствующее ДД военнослужащих, проходящих такую же службу по контракту.

Все военнослужащие, проходящие военную службу в РФ, получают ДД в соответствии с одинаковыми шкалами размеров должностных окладов, окладов по воинскому званию и всех надбавок, кроме надбавки за особые условия военной службы. Она может быть различной для различных органов власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием проблему антикоррупционной экспертизы внесенных законопроектов. Действительно, методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая была утверждена постановлением правительства РФ 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяет как коррупциогенные факторы следующее: формулировки типа «вправе» и чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества.

Именно этим грешит рассматриваемый законопроект. Так, например, в законопроекте есть фраза «имеют право устанавливать … в большем размере», чем верхний предел, устанавливаемый будущим законом. При перечислении возможных выплат вдруг добавляются слова о том, что «могут устанавливаться иные выплаты». Они являются искушением к разработке новых приказов, поощряющих премиями особо ценных чиновников за их особенно эффективную деятельность.