Present Continuous — Настоящее продолженное время в английском языке. Примеры предложений Present Continuous 2 предложение в настоящем длительном на английском


И теперь мы разберем на примерех основы составления простых предложений для выражения прошедшего, настоящего и будущего времени.

Построение предложений в группе Simple

Утвердительные предложения

Начнем с настоящего времени Present Simple. Все утвердительные предложения строятся по следующей схеме:

  1. «Я» в данном примере является подлежащим. Не стоит путать его с дополнением, поскольку подлежащее совершает действие, а над дополнением оно совершается. Более того, в русском языке нам не важен порядок слов, ведь и так понятно, кто совершает действие. Мы свободно можем сказать: «Торт ем я». А вот в английском так построить предложение не получится, поскольку на первом месте должен стоять тот, кто совершает действие, иначе над вами просто посмеются, когда вы скажите: «Торт ест меня». Даже через пассивный залог такая фраза будет звучать очень странно.
  2. На втором месте должно стоять сказуемое, которое выражает само действие. В русском языке часто встречаются предложения с неполной грамматической основой, где нет подлежащего или сказуемого, либо оба отсутствуют. В последнем случае мы имеем дело с безличным предложением: «Темно». В английском всегда должны быть подлежащее и сказуемое. Так, если в русском предложении нет глагола, то в английском он обязательно появится. Возьмем для примера односоставное предложение, в котором нет сказуемого: «Телефон на столе». Чтобы его корректно перевести, нам потребуется использовать глагол «to be», который свяжет подлежащее со сказуемым. В итоге фраза будет буквально переводиться как: «Телефон находится на столе».
  3. На третьем месте выстроились второстепенные члены предложения по определенному правилу: сначало идет прямое дополнение (отвечает на вопрос «кто?», «что?», «кого?»), затем косвенное (отвечает на те же вопросы, но с предлогами «с кем?», «к кому?» и т.д.). Такое правило соблюдается не всегда и не является строгим.

Как и в русском языке, английские глаголы видоизменяются в зависимости от лица. Основные изменения происходят в 3-ем лице единственного числа (he, she, it), где к сказуемому добавляется суффикс «s» или «es». В результате мы получаем предложение: «He goes to school».

Отрицательные предложения

Помимо утверждения, есть еще и отрицание, схема которого выглядит следующим образом:

В данной схеме встречаются все те же составляющие, кроме глагола-связки «do» и частицы «not», которая равносильна отрицательной частице «не» в русском языке. Что из себя представляет вспомогательный глагол и зачем он нужен? В отличие от русского языка, где мы просто ставим частицу «не» перед глаголом, в английском перед частицей «not» должен стоять вспомогательный глагол. Для каждого времени он разный, и в случае с Present Simple он будет иметь форму либо «do», либо «does» в зависимости от числа и лица подлежащего. Пример: «She does not go to school».

Вопросительные предложения

Итак, мы рассмотрели утверждение, отрицание, и у нас остался вопрос, образование которого так же требует вспомогательного глагола:

Итак, мы разобрали c вами основные принципы построения различных типов предложений в Present Simple. Past Simple и Future Simple строятся похожим образом, основные различия будут заключаться в форме вспомогательного глагола.

Построение предложений в Future Simple

Утверждение

Схема построения утверждения в простом будущем времени (Future Simple) выглядит следующим образом:

Вспомогательный глагол will указывает на то, что действие происходит в будущем времени, и фраза будет переводиться как: «Я пойду в школу».

Отрицание

Отрицание строится при помощи уже знамой нам частицы «not» и вспомогательного глагола «will».

Вопрос

Любой вопрос начинается со вспомогательного глагола, поэтому при построении вопроса просто ставим will на первое место.

Past Simple

Утверждение

При построении утверждения в прошедшем времени группы Simple есть небольшая особенность: к глаголу добавляется суффикс «ed».

Я специально опустила пример со школой, поскольку там используется неправильный глагол. Большинство глаголов образуют простое прошедшее время путем добавления cуффикса «ed» к основе (cook - cooked), однако существуют порядка 470 глаголов, если верить оксфордскому словарю, которые образуют прошедшее время по своим канонам. В их число попадает и наш глагол «go», который поменяет форму на «went»: «I went to school».

Отрицание

Отрицание в простом прошедшем времени строится аналогично Present Simple с той лишь разницей, что форма вспомогательного глагола «do» приобретает прошедшую «did».

Вопрос

Вопрос так же строится по аналогии с Present Simple. Мы только меняем форму вспомогательного глагола на прошедшую.

Вот мы и изучили построение предложений во всей группе Simple. Главное запомнить схемы для всех трех типов (утверждение, отрицание и вопрос), не забывать о том, как изменяются словоформы у глаголов в 3-ем лице единственного числа и выучить наизусть основные неправильные глаголы, чтобы добиться автоматизма в речи.

Построение предложений в группе Continuous

В группе Continuous всегда присутствует вспомогательный глагол «to be», изменение формы которого будет сообщать нам, когда происходит действие: вчера, сейчас или завтра. В этой группе так же всегда присутствует причастие I, аналогичное действительному причастию в русском языке. Само причастие строится путем добавления суффикса «ing» к глаголу (go - going).

Утверждение

Не будем отступать от структуры и рассмотрим образование времени в Present Continuous.

Формы глагола «to be» видеоизменяются в зависимости от лица, и здесь дело не ограничивается изменениями только в 3-ем лице единственного числа. Формы нужно просто запомнить.

В прошедшем же времени вспомогательный глагол меняет свою форму на «was» или were» в зависимости от лица и числа.

Схема построение предложения в Past Continuous будет следующей:

Будущее время в этой группе образуется без каких-то изменений, просто ставим глагол будущего времени «will» перед вспомогательным «to be»:

Отрицание и вопрос

Построение отрицания и вопроса происходит по общей схеме построения предложений: при отрицании ставим «not» после вспомогательного глагола, а при вопросе ставим вспомогательный глагол на первое место.

Для построения прошедшей формы надо изменить форму вспомогательного глагола на «had».

Для построения будущей формы дополнительно ставим «will».

Отрицание и вопрос

Отрицание и вопрос строятся классическим образом: частица not после had (при отрицании), had на первом месте (при вопросе) .

Отрицание и вопрос

Отрицание Вопрос
I have not been going. Have I been going to school?

Данные предложения приведены только ради примера, на практике вы едва ли попадете в ситуацию, где вам нужно будет изъясняться на Perfect Continuous. Куда легче и быстрее будет построить фразу из групп Simple и Continuous.

Упрощенная таблица образования всех типов предложений во всех временах

Для тех, кто впервые сталкивается с временами, данная статья может показаться немного сумбурной, так что в качестве итога предлагаю вам готовую таблицу с образованием предложений во всех временах, чтобы вам было легче видеть всю картину целиком. Можете использовать ее как шпаргалку на начальных порах изучения временных конструкций. Таблица взята с ресурса «Пикабу».

Употребление настоящего длительного времени. Образование утвердительных и отрицательных предложений. Сокращения.!

Структура данного времени образуется сочетанием вспомогательного глагола to be и смыслового глагола с окончанием -ing . В образовании времени участвуют формы глагола to be настоящего времени - am/ is/ are в зависимости от подлежащего.

Каждое время, как правило, имеет особые лексические маркировки - слова, которые преимущественно употребляются только с конкретным временем. У The Present Continuous Tense это - now и at the moment .

Настоящее длительное время употребляется для выражения

    Действия, которое происходит в момент речи (сейчас).

    I am doing my homework at the moment.
    My friends are playing football now.
    John is watching TV.

    Действия, которое охватывает некоторый период времени в настоящем. Допустим, ваш друг говорит, что пишет сейчас новую книгу. Но в данный момент он пьет кофе и слушает музыку, а не печатает текст. Необходимо видеть разницу между моментом и периодом. Этот период может быть достаточно большим, пусть даже несколько лет, но про него будут говорить "сейчас".

    Fedor Konuhov is travelling around the world now.
    I am writing my diploma project.
    She is working really hard this term.

    "Эксклюзивной" функцией длительного времени являются предложения с ярко выраженной эмоциональной окраской, при помощи которой поведению или определенным действиям человека дается негативная оценка. Эти действия и поведение должны носить регулярный характер. В этом случае употребляются слова-маркеры (наречия частотности), которые обычно используются в The Present Simple Tense; это такие наречия, как: always, constantly, all the time.

    Why are you always watching TV?! - И почему ты вечно смотришь телевизор?!
    He is constantly losing his keys! - Он постоянно теряет свои ключи!

Примечание

Глаголы: see , hear , understand , love , feel , want и некоторые другие, как правило, не употребляются в длительной форме, но выражают как действие "вообще", так и действие, происходящее в момент речи. А если эти слова употребляются в длительном времени, то этим говорящий придает особое эмоциональное значение происходящему.

I can"t believe what I"m hearing and seeing.
I"m still loving you.

Как видите, настоящее длительное время (The Present Continuous Tense) отличается от настоящего простого времени (The Present Simple Tense) по характеру обозначаемых действий (урок 2). The Present Simple Tense обозначает, в основном, повторяющиеся действия, когда действие происходит "вообще". Также в настоящем простом времени употребляются слова-маркеры, которые не употребляются в настоящем длительном времени: every day (week, month), usually , often и др.

Порядок слов в утвердительных предложениях

На первом месте , как и во всех временах, находится подлежащее, на втором - вспомогательный глагол, на третье место ставится смысловой глагол с окончанием -ing .

1 2 (to be) 3 4 5
I am listening to the radio (now)
We Are having a good time at the party
You
They
He Is writing the final test at the moment
She
It happening to me all the time

Примечание

Глагол to have , который в The Present Simple Tense имеет формы have и has , в настоящем длительном времени имеет только одну форму - having .

Our family are having dinner now.

Сокращенные формы

В неофициальной или разговорной речи вспомогательные глаголы могут сливаться с подлежащим и образовывать краткие формы. Краткие формы удобны в разговорной речи. Вспомогательные глаголы часто сливаются с личными местоимениями, особенно с I/ He/ She/ It. C остальными местоимениями (We/ You/ They) они обычно сливаются на письме, но в устной речи это не заметно. Вспомогательные глаголы могут также сливаться с именами собственными и существительными.

I Am I"m
We Are We"re
You You"re
They They"re
He Is He"s
She She"s [∫i:z]
It It"s

Mike"s riding a bicycle now. = Mike is riding a bicycle now.
The plane"s landing. = The plane is landing.

Примечание

    Наречия частотности, если они есть, стоят либо в конце предложения, либо перед смысловым глаголом с окончанием -ing.

    My children are now telling lies./ My children are telling lies now .

    Если глагол оканчивается на "немую" e , то при прибавлении окончания -ing гласная e убирается.

    Look! He is shaking (to shake) hands with Mr. Stalone.

    Если глагол оканчивается на -ie , то в длительном времени с -ing , это окончание превращается в y .

    I am lying (to lie) on the beach now.

    Во временных, в том числе и The Present Continuous, и некоторых других формах, при прибавлении окончаний может удваиваться конечная согласная. Это происходит если ударение падает на последний слог (если слогов больше одного), и последний слог оканчивается на согласную. Это удвоение необходимо для сохранения краткости произношения слога, как до прибавления окончания.

    be"gin - beginning, get - getting.

Образование отрицательного предложения

В настоящем длительном времени (The Present Continuous Tense) в качестве вспомогательного глагола выступает глагол to be, который в зависимости от подлежащего принимает формы am/ is/ are. Для образования отрицательного предложения после необходимой формы глагола to be ставится отрицательная частица not . В отрицательных предложениях, как правило, вспомогательный глагол и not сливаются. Форма Am не сливается с not !

1 2 (to be + not) 3 4 5
I am not watching tv (now)
We aren"t going home (at the moment)
You
They
He isn"t reading a book (now)
She
It Getting Dark

Present переводится как «настоящее» и говорит нам о том, что действие совершается в данный момент. Continuous переводится как «длительное/продолжительное» и говорит о том, что действие началось какое-то время назад и еще длится.

Present Continuous - это длительное время. Мы его используем тогда, когда хотим сказать, что что-то находится в процессе. Например, я плаваю, то есть я нахожусь в процессе плавания. Present Simple же показывает просто факт того или иного действия без процесса. Давайте рассмотрим примеры.

1. Present Simple

I drive a car.
Я вожу машину.

2. Present Continuous

I am driving a car.
Я веду машину.

По-русски эти два предложения переводятся почти одинаково, но на английском языке они выражают совершенно разный смысл:

1) просто факт того, что я умею водить машину: у меня есть права и я могу её водить.

2) я за рулем: я еду за рулем автомобиля уже некоторое время и сейчас я еще веду машину, то есть я нахожусь в процессе вождения.

А теперь давайте подробнее рассмотрим, в каких именно случаях мы используем Present Continuous.

Употребление времени Present Continuous Tense

Простое продолженное время употребляется в нескольких случаях.

1. Когда мы говорим о действии, которое происходит сейчас (в данный момент).

То есть действие началось какое-то время назад и сейчас все еще длится (находится в процессе).
Пример: «Она танцует» - она в процессе танца; «Дети играют в игрушки» - они в процессе игры.

2. Действие, которое совершается в настоящее время, но не обязательно в данный момент.

Этим самым мы подчеркиваем процесс его длительности.
Пример: «Он учится в университете» - он находится в процессе учебы; «Она работает над крупным проектом» - она в процессе работы над проектом.

Утвердительные предложения в Present Continuous Tense

Утвердительное предложение образуется с помощью вспомогательного глагола to be в форме настоящего времени (am, are, is) и окончания -ing, которое прибавляется к глаголу, обозначающему действие.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They swimming
She cooking
He is
It

Например

They are watching TV.
Они смотрят телевизор.

I am drinking tea.
Я пью чай.

He is smoking now.
Он курит сейчас.

Правила прибавления окончания -ing

Есть несколько особенностей при добавлении окончания -ing к глаголам.

  • Если глагол заканчивается на , то букву e мы убираем и к глаголу прибавляем -ing:

dance - dancing - танцевать;
move - moving -; двигать.

  • Если глагол короткий, последнюю согласную мы удваиваем:

sit - sitting - сидеть;
ban - banning - запрещать.

Исключения: глаголы, заканчивающиеся на -x и - w :

mix - mixing - смешивать;
flow - flowing - течь.

  • Если глагол заканчивается на -ie, то мы заменяем это окончание на -y:

lie - lying - лежать;
tie - tying - связывать.

Слова-указатели времени

Помочь определить, что перед нами именно Present Continuous, нам могут следующие слова:

  • now - сейчас;
  • at the moment - в данный момент.

Давайте рассмотрим примеры.

They are running now .
Они сейчас бегают.

I am eating now .
Я кушаю сейчас.

We аre working at the moment .
Мы работаем в данный момент.

She is having a break at the moment .
Она на перерыве в данный момент.

Глаголы, не употребляющиеся в Present Continuous Tense


Некоторые английские глаголы никогда не используются в этом времени.

1. Глаголы, выражающие чувства

В Present Continuous не используются глаголы, которые связаны с органами чувств (зрение, слух, осязание и т. д.).

  • hear - слышать,
  • smell - чувствовать запах,
  • feel - чувствовать и т. д.

2. Глаголы, выражающие умственное состояние

  • forget - забыть,
  • know - знать,
  • understand - понимать и т. д.

3. Глаголы, выражающие эмоции и желания

  • love - любить,
  • want - хотеть,
  • like - нравиться и т. д.

4. Глаголы, выражающие владение чем-либо

  • have - иметь,
  • possess - обладать и т. д.

Почему же эти глаголы не используются в Present Continuous?

Как мы уже разобрали, это время используется, чтобы подчеркнуть, что действие находится в процессе: мы начали это делать какое-то время назад, делаем это сейчас, но через какое-то время мы закончим это делать.

Чтобы употребляться в нашем длительном времени, глагол должен уметь длиться. Например: готовить - вы начали готовить, готовите сейчас, через какое-то время закончите.

Возвращаясь к нашим глаголам-исключениям. Мы не можем начать smell (нюхать) или hear (слышать) и через какое-то время закончить этот процесс. Это то, что мы делаем постоянно. Мы говорим о том, что умеем smell и hear. Так же не могут быть процессами забывание, понимание или эмоции, потому что иначе получится, что эти процессы начались когда-то, сейчас длятся и когда-нибудь закончатся.

Отрицательная форма в Present Continuous Tense

Отрицание строится как утвердительное предложение, только к нашему глаголу to be прибавляется отрицательная частица not.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + not + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They not cooking
She swimming
He is
It

Примеры

We are not doing our homework now.
Мы не делаем домашнюю работу сейчас.

She is not driving at the moment.
Она не за рулем в данный момент.

I am not listening music now .
Я не слушаю музыку сейчас.

Вопросительная форма в Present Continuous Tense


Для того, чтобы спросить, делает ли кто-то что-то прямо сейчас, глагол to be выносим на первое место.

Am/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

Am I
you
Are we playing?
they cooking?
she swimming?
Is he
it

Утверждение

I am reading the book.
Я читаю книгу.

You are swimming in a pool.
Ты плаваешь в бассейне.

She is cleaning her room now.
Она убирает комнату сейчас.

Вопрос и положительный ответ (наше «да») будут выглядеть следующим образом:

Вопрос Короткий ответ (содержит глагол to be) Полный ответ (строится как утвердительное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

Yes, I am .
Да, я читаю.

Yes, I am reading the book.
Да, я читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

Yes, you are .
Да, ты плаваешь.

Yes, you are swimming in a pool.
Да, ты плаваешь в бассейне.

Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

Yes, she is .
Да, она убирает.

Yes, she is cleaning her room now.
Да, она убирает комнату сейчас.

Отрицательные ответы (наше «нет») будут выглядеть так:

Вопрос Короткий ответ(содержит глагол to be + not) Полный ответ(строится как отрицательное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

No, I am not .
Нет, я не читаю.

No, I am not reading the book.
Нет, я не читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

No, you are not .
Нет, ты не плаваешь.

No, you are not swimming in a pool.
Нет, ты не плаваешь в бассейне.
Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

No, she is not .
Нет, она не убирает.

No, she is not cleaning her room now.
Нет, она не убирает комнату сейчас.

Примеры

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

Yes, they are .
Да, они играют.

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

No, they are not .
Нет, они не играют.

Is he sleepingnow?
Он спит сейчас?

Yes, he is sleeping now.
Да, он спит сейчас.

Is he sleeping now?
Он спит сейчас?

No, he is not sleeping now.
Нет, он не спит сейчас.

Специальные вопросы в Present Continuous Tense

Когда мы задаем вопрос со следующими вопросительными словами:

      • what - что;
      • where - где;
      • who - кто;
      • which - какой;
      • why - почему.

Эти слова ставятся на первое место в предложении, а дальнейший порядок слов будет таким же, как и в обычном вопросе. Схема такая:

Вопросительное слово + аm/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

am I
you
What are they reading?
Where we playing?
Why she cooking?

Задание на закрепление

А теперь немного практики. Переведите следующие предложения на английский язык. Будьте внимательны, среди них спрятались предложения, которые относятся к Present Simple.

1. Она летит в самолете в данный момент.
2. Ты учишься сейчас? Да, я учусь.
3. Она ходит пешком на работу.
4. Сейчас дождь не идет.
4. Они учатся в школе? Нет, они не учатся.
5. Я рисую картину сейчас.
6. Он не летает самолетами.
7. Кошка лежит на столе.
8. Что они читают? Они читают новые журналы.
9. Моя подруга понимает физику.

Свои ответы, как всегда, оставляйте в комментариях под статьей.

Настоящее продолженное время (Present Continuous ) образуется по схеме: to be+причастие настоящего времени смыслового глагола

to be+глагол с окончанием ing

Примеры:

Важно понимать разницу между простым настоящим и простым продолженным временами.

Простое настоящее время описывает привычные действия в настоящем времени . Настоящее продолженное время описывает действия, которые происходят в момент речи или в период, к которому этот момент относится .

Сравните:


Вопросы с настоящим продолженным временем в английском языке.

1. Вопросительные предложения, требующие простого ответа да/нет.

В вопросах подлежащее и глагол to be меняются местами. Причастие настоящего времени (форма на ing) стоит после глагола to be и подлежащего .

Схема:

to be+подлежащее+глагол с окончанием ing

Примеры:

Are you painting the house? Ты красишь дом?
Is he going to the hardware store? Он собирается в хозяйственный магазин?
Is it raining? Идёт дождь?

Ответы могут быть развёрнутыми и короткими.

2. Употребление вопросительных слов.

Порядок слов в таких вопросах такой же как и в простых вопросах предыдущего типа. Вопросительное слово ставится перед вспомогательным и основным глаголами:

Wh...+to be+подлежащее+глагол с окончанием ing

Примеры:

Если в вопросе звучит why (почему) , в ответе используют слово because (потому что).

Примеры:

Если ответ короткий, то он включает только вторую часть предложения (начиная со слов "потому что").

Примеры:


Отрицание с настоящим продолженным временем

Отрицание в настоящем продолженном времени образуется так: добавляем к форме глагола to be частицу not .

Здесь вам надо запомнить краткие формы: am not = ain’t ; is not = isn’t ; are not = aren’t .

Пример:

She is not working at the moment. Она сейчас не работает.

Правописание форм настоящего продолженного времени.

Как правило, для образования причастий настоящего времени в конце глагола добавляют ing .

Примеры:

work (работать)+ing=working (работающий)
paint (красить)+ing=painting (красящий)
I work in Chicago. I"m working in Chicago this year.
Я работаю в Чикаго. Я в этом году работаю в Чикаго.
I paint the house every summer. I"m painting the house right now.
Я каждый год крашу дом. Я сейчас крашу дом.

Существуют другие случаи образования причастия настоящего времени::

1. Если инфинитив заканчивается на "e" и предыдущий согласный, то при образовании причастий "e" заменяется на "ing".

Примеры:

imagine воображать imagining воображающий

write писать writing пишущий

Исключение: глаголы, которые заканчиваются на ee .

Например:

free спасаться бегством freeing спасающийся бегством

2. В глаголах, состоящих из одного слога, которые заканчиваются на согласный, перед которым стоит гласная, удваивают согласную перед окончанием "ing".

Примеры:

run бежать running бегущий

get получать getting получающий

Исключение: не удваиваются согласные: x, w, y.

Примеры: to fix, to play

I"m fixing the sink. Я чиню кухонную раковину.
The cats are playing. Кошки играют.

3. Глаголы из двух слогов, у которых ударение падает на последний, удваивают конечную гласную перед окончанием "ing".

Примеры:

begin начинать beginning начинающий

4. Если глагол заканчивается на "ie", это окончание заменяется на "y", затем добавляется "ing".

die умирать dying умирающий

lie лгать lying лгущий

Употребление настоящего продолженного времени.

1. Действие, происходящее в момент речи.

Примеры:

I"m painting the kitchen. Я крашу кухню.
My husband is helping me. Мой муж мне помогает.

2. Действие, охватывающее некоторый период времени в настоящем.

Пример:

Nelly is studying at University. Нелли учится в университете.

3. Эмоционально окрашенную характеристику лица. Как правило, это отрицательная оценка

Пример:

She is constantly talking about money. Она постоянно говорит о деньгах.

4.Заранее запланированное действие, которое произойдет в ближайшем будущем.

Употребляется с глаголами движения: move, come, go, leave, return, start.

Примеры:

The show is starting soon. Представление скоро начинается.

Are you moving to the new flat? Вы переезжаете на новую квартиру?

5. Действие в процессе, которое происходит одновременно с другим действием (в простом прошедшем времени). Это время употребляется в придаточных предложениях времени и условия после союзов: when, while, aslong as, if, in case, unless.

Пример:

David always talks when he is eating. Дэвид всегда говорит, когда ест.

Здесь вы можете пройти урок на тему: Настоящее длительное время в английском языке. Present Continuous Tense.

В этом уроке мы познакомимся с ещё одним часто используемым временем в английском языке под названием Present Continuous (Настоящее длительное). Время Present Continuous обычно используется для называния действий, происходящих на данный момент. Дополнительно это время можно охарактеризовать как незаконченное и наглядное.

Английские глаголы приобретают особую форму для выражения настоящего длительного времени, а именно глагол to be в соответствующей форме сочетается с глаголом, оканчивающимся на суффикс -ing (Ving). Таким образом, формула глаголов в Present Continuous следующая: to be+Ving . Например:

He is watching football on TV. - Он смотрит футбол по телевизору. (действие происходит на данный момент)

Чтобы лучше понять как выглядят глаголы в Present Continuous, рассмотрим спряжение глагола work (работать) на примере личных местоимений:

I am working (I"m working) - я работаю
you are working (you"re working) - ты работаешь/ Вы работаете
he is working (he"s working) - он работает
she is working (she"s working) - она работает
it is working (it"s working) - он/ она работает (неодушевлённые)
we are working (we"re working) - мы работаем
they are working (they"re working) - они работают

Как видно из спряжения, существуют и сокращённые формы. Более того, они предпочтительнее.

Интересная особенность глаголов с окончанием -ing - это их произношение. Как правило последняя буква (g) в окончании не читается, и получается глубокий носовой звук /ŋ/. Например:

dancing /"da:nsiŋ/
singing /"siŋiŋ/ (особенно трудно произносить из-за двойного носового звука)
reading /"ri:diŋ/
listening /"lisəniŋ/
writing /"raitiŋ/

Есть также несколько правил правописания глаголов, к которым добавляется окончание -ing:

1. Так, например, к глаголам, оканчивающимся на букву -e , при добавлении окончания -ing , буква -e исчезает. Например:

change - changing (менять - меняет)
arrive - arriving (прибывать - прибывает)
dance - dancing (танцевать - танцует)

2. В односложных глаголах, оканчивающихся на одну гласную и одну согласную букву, при добавлении суффикса -ing удваивается согласная. Например:

swim - swimming (плавать - плавает)
run - running (бегать - бегает)
sit - sitting (сидеть - сидит)

3. Если глагол оканчивается на сочетание букв -ie , то при добавлении окончания -ing , это сочетание заменяется буквой - y. Например:

lie - lying (лгать - лжёт)
die - dying (умирать - умирает)
tie - tying (завязывать - завязывает)

Есть категория глаголов, к которой не добавляется окончание -ing. Эти глаголы называются статическими (Stative verbs). К ним, в первую очередь, относятся глаголы всех чувств (например: like, love, hate, smell, see, hear, и т.д.), глаголы мыслительных процессов (например: think, know, understand, believe и т.д.), и все модальные глаголы.

I. Как уже отмечалось, время Present Continuous тесно связано с настоящим, а именно с действиями на данный момент. По этой причине, очень часто в предложениях, выраженных в настоящем длительном времени встречаются слова-маркеры: now, at the moment. Рассмотрим на примере:

I am reading a book now. - Я читаю книгу чейчас.
They are fishing now. - Они рыбачат сейчас.
Claude is watching a cartoon at the moment. - Клод смотрит мультфильм на данный момент.

Гладя на примеры можно сделать вывод, что в утвердительных предложениях во времени Present Continuous большое значение имеют подлежащее и преобразованное сказуемое, а обстоятельство (now, at the moment) и дополнение, в зависимости от контекста, могут опускаться. Как правило, даже без слов now или at the moment, формула to be+Ving в предложении означает, что действие происходит именно сейчас. Рассмотрим ещё несколько примеров:

The baby"s (is) crying. - Ребёнок плачет (сейчас, на данный момент).
They"re having a party. - У них проходит вечеринка (сейчас, на данный момент).
The dogs are barking. - Собаки лают (сейчас, на данный момент).
She"s playing the violin. - Она играет на скрипке (сейчас, на данный момент).
They"re moving furniture. - Они двигают (переставляют) мебель (сейчас, на данный момент).

II. Отрицательные предложения во времени Present Continuous образуются с помощью добавления частицы "not" к глаголу to be в соответствующей форме. Рассмотрим на примере спряжения глагола talk (говорить) с личными местоимениями:

I am not talking (I"m not talking) - я не говорю
you are not talking (you aren"t talking) - ты не говоришь/ Вы не говорите
he is not talking (he isn"t talking) - он не говорит
she is not talking (he isn"t talking) - она не говорит
it is not talking (it isn"t talking) - он/ она не говорит (неодушевлённые; может также относится к малышам, и любым животным)
we are not talking (we aren"t talking) - мы не говорим
they are not talking (they aren"t talking) - они не говорят

В примерах видно, что возможны и сокращения. В большинстве случаев они предпочтительнее. Посмотрим в некоторых предложениях:

He isn"t watching football, he"s reading a magazine. - Он не смотрит футбол, он читает журнал.
They aren"t eating cookies, they"re eating ice-cream. - Они не едят печенья, они едят мороженое.
The baby isn"t crying , it is sleeping. - Ребёнок не плачет, он спит.

III. В вопросительных предложениях во времени Present Continuous глагол to be выносится вперёд и получается следующий порядок слов:

To be - Subject - Ving - (Object) - (Adverbial modifier - now, at the moment)?

Рассмотрим несколько примеров:

Are you looking at the tower? - Ты смотришь на башню?
Is he listening to the radio now? - Он слушает радио сейчас?
Are the dogs barking? - Собаки лают?
Are you laughing? - Ты смеёшься?
Is she writing a letter at the moment? - Она пишет письмо на данный момент?

Данные примеры относятся к общим вопросам и требуют кратких ответов: да или нет. А краткие ответы в Present Continuous повторяют глагол to be в вопросе. Например:

Is he watching a film at the moment? -Yes, he is. -No, he isn"t. - Он смотрит телевизор на данный момент? -Да. -Нет.
Are Jill and Erica arguing now? - Yes, they are. -No, they aren"t. - Джил и Эрика ссорятся сейчас? -Да. -Нет.

Для образования специальных вопросов в Present Continuous нужно перед глаголом to be употребить вопросительное слово (who, what, where, и т.д.) Например:

What are you doing now? - Что ты делаешь сейчас?
Where is she going? - Куда она идёт?
Who are they looking for? - Кого ты ищешь?
Why are they crying? - Почему они плачут?

Таким образом, мы рассмотрели основные правила образования разных видов предложений в настоящем длительном времени, а также некоторые стилистические и фонетические особенности этого времени. Для практики, рекомендуется построить как можно больше предложений о действиях происходящих вокруг Вас на данный момент, и это будет хорошая языковая зарядка.