Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия. Классификации, причины и лечение элективного (избирательного) мутизма у детей Избирательная немота


Мутизм – это психологическое и/или неврологическое, психическое расстройство, при котором человек не отвечает на вопросы окружающих ни речью, ни знаками и вообще никак не дает понять, что готов вступить в контакт. При этом функциональная способность воспринимать и понимать обращенную речь не нарушена, человек может читать и сохранять способность к письменной речи.

Симптомы мутизма

К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:

  • длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
  • наличие сильных эмоциональных потрясений;
  • социальная изолированность в поведении;
  • выражение своих потребностей и желаний жестами;
  • потери сознания;
  • травмы головы;
  • асимметрия лица;
  • и нарушения речи;
  • косоглазие и нарушение движений глазных яблок.

У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.

Виды и причины мутизма

Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:

  • Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
  • Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
  • Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
  • Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.

Отдельно следует выделить избирательный мутизм , когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.

Мутизм у детей

Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье. Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения. Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: , социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства. У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.

Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.

Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими. Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом. Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.

При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.

Лечение и коррекция мутизма

Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:

  • Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
  • Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
  • – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод , которые используют психологи.
  • – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
  • Также может использоваться аппаратный для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.

Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.

Элективный мутизм большинство исследователей называют синдромом-болезнью. Так как эта аномалия сложная и недостаточно изучена, случаются ошибки в диагностике, к примеру, могут поставить диагноз шизофрении или умственной отсталости. В некоторых случаях данное состояние оценивается как симуляция или упрямство. Иногда происходит нарушение речевого контакта, в определенных ситуациях расценивают как временное и самопроизвольное купирующее.

Если хронический или затяжной элективный мутизм неправильно лечить или совсем игнорировать, то нередко это может привести к тяжелой форме школьной, либо социальной дезадаптации, включая достижения человеком зрелого возраста. Для того чтобы назначить правильное лечение, психиатр должен вовремя поставить точный диагноз. О наличии этой патологии у ребенка, о ее проявлении и последствиях, обязательно должны знать психологи детских учреждений, педагоги и воспитатели.

Причины, которые вызывают элективный мутизм

Данное заболевание связанно с психогенным расстройством, которое случается из-за сверхценного отношения к ситуациям разного характера и вызывает регрессивную реакцию на обиду, разлуку с близкими людьми, может возникнуть ощущение собственной несостоятельности. Такому расстройству характерно развитие истерического механизма, что вызывает реакцию «мнимой смерти». Элективный мутизм также может принять форму навязчивого страха, вызвав этим интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки элективного мутизма

Элективный мутизм становится очевидным еще в начале обучения в школе. Это расстройство может протекать на протяжении нескольких месяцев или даже лет, самовольно исчезнуть заболевание не может, разве что в очень редких случаях. Известны случаи, в которых элективный мутизм может протекать в течение всех школьных лет, к этому может привести отсутствие целенаправленного лечения. Если такое расстройство длится много лет, могут возникнуть вторичные психогенные реакции на собственное состояние, а это приводит к патологическому формированию личности. Диагноз этого заболевания могут установить при таких условиях:

  • адекватном понимании обращенной речи;
  • способность пациента нормально разговаривать;
  • при достаточном уровне социального общения экспрессивной речи.

Не стоит путать элективный мутизм с ранним детским аутизмом, ранней детской шизофренией, с органическими заболеваниями головного мозга, истерическим и реактивным мутизмом, а также с галлюцинациями и с депрессивным состоянием психотического уровня.

Ранний детский аутизм (отсутствие контакта с окружающими) в отличие от элективного мутизма, который включает в себя нарушение речевой коммуникации, которое произошло в период нормального речевого общения. В случае этого расстройства пропадает глубокая интровертированность и дисгармоничность развития психического характера. Для элективного мутизма не характерны: тотальное нарушение поведения, нелепое сверхценное увлечение и игры, вычурный страх.

Стоит отметить, что есть случаи, когда у ребенка при ранней манифестации процесса шизофрении в рамках регрессивных или кататно-регрессивных шумов, после этапа нормального психофизического развития пропадает речь. В этом случае можно наблюдать яркую полиморфную продуктивную психопатологическую симптоматику, что не характерно для элективного мутизма. В ситуации регрессивного расстройства пропадает не только речь полностью или частично, но и медленно и необычно восстанавливается после. Также наблюдаются такие симптомы, как потеря навыков самообслуживания, появляются архаичные симптомы, потеря опрятности.

В случае позднего развития шизофрении и тяжелых депрессиях отсутствие или частичная потеря речи не считается облигатной причиной. Утрата речи из-за неврологических заболеваний объясняется органическим поражением лобных долей или лимбической системы мозга, базальных ганглиев, сопровождается симптомами типичными для органического процесса, не доставляет затруднений для дифференциальной диагностики.

Аффективно-шоковая реакция возникает непосредственно после психической травмы, относительная кратковременность, тотальность, выраженность панического страха, моторная заторможенность, а также отсутствие избирательности.

Большую сложность представляет отграничение элективного мутизма от истерического. Эти два признака объединяет механизм возникновения, который базируется на «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения. Отличия данных расстройств заключаются в особенностях личности. Ребенок, у которого наблюдается элективный мутизм, пытается быть незаметным, может возникнуть нерешительность, застенчивость, снижается самооценка. А у детей с истерическим мутизмом появляется стремление находится всегда в центре внимания, возникают разные фантазии, наблюдается слишком повышенная самооценка, возникает желание манипулировать людьми. Если подобрать правильный психотерапевтический подход истерический мутизм быстро редуцируется.

Как лечить элективный мутизм?

В этом случае предназначено амбулаторное лечение. Есть случаи, в которых необходимо наблюдение, а также амбулаторно-инструментальное исследование в психиатрическом стационаре, для того чтобы выявить специфическое различие между элективным мутизмом и эндогенным или текущим органическим заболеванием. Главное, отличать детей, у которых глубокая школьная дезадаптация, которые нуждаются в щадящем обучении в полустационарном отделении психиатрического учреждения.

При наличии элективного мутизма назначают семейную, индивидуальную терапию, тренинги общения, арт-терапию, игротерапию, психотерапию. В зависимости от степени тяжести заболевания могут назначить медикаментозное лечение:

  • ноотрипы (гопантеновая кислота, пирацетам, аминофенилмасляная кислота, ацетиламиноянтарная кислота, пиритинол, и т.д.);
  • транквилизаторы (диазепам, небольшая доза феназепама, хлордиазепоксид);
  • мягкие нейролептики противотревожного действия тиоридазин 20 мг в сутки;
  • антидепрессанты, такие как: амитриптилин, пирлиндол, кломипрамин, мапротилин, имипрамин.

Дифференциальная диагностика заболевания

Диагностика основывается полностью на клиническом проявлении состояния, практически всегда не нуждается в физикальном обследовании, а также в инструментальных исследованиях, исключением является подозрение на органическое заболевание головного мозга, ухудшение слуха. В таких ситуациях необходимо дополнительное обследование таких специалистов: педиатр, психолог, невролог, окулист, отоларинголог, нейрохирург, психотерапевт. Также проводят такие исследования как: ЭКГ, ЭЭГ, РЭГ, краниография, МРТ, ЭхоЭГ.

Если вы наблюдаете, заболевание эклективный мутизм у своего ребенка, не затягивайте и своевременно обратитесь к специалистам, чтобы данное расстройство не привело к неисправимым последствиям. Пытайтесь избавиться от проблемы на стадии ее развития.

Избирательный мутизм – достаточно неприятный недуг, при котором у ребенка появляется в определенной момент немота. Дитя отказывается разговаривать при других людях, при этом у него нет проблем с речевым аппаратом. В других условиях дети нормально понимают речь, спокойно говорят. Одним из проявлений мутизма считается отказ ребенка общаться во время адаптации в детском саду, в школе. Основной причиной является эмоциональное расстройство. Насколько опасно заболевание? Как помочь ребенку?

Описание

Данный вид мутизма больше всего характерен для детей дошкольного возраста, а также младших школьников. Редко может поражать взрослого человека.

Если школьник нормально развивается, уже к 10 годам полностью проходит, потому что ребенок понимает – без общения невозможно адаптироваться в обществе. Школьник осознает: учителя, сверстники не будут потакать ему в отличие от родителей. В некоторых ситуациях ребенку нужна срочная помощь.

Причины

Заболевание может развиваться из-за органических и психических недугов. Можно выделить такие распространенные факторы:

  • Ушиб головы.
  • Эпилепсия.
  • Родовая травма.
  • Ребенок отстает в умственном развитии.
  • Затяжная депрессия.

Часто избирательный мутизм является последствием нарушений в головном мозга. Например, при у ребенка возникают проблемы с пониманием, формированием речи. Дитя в первые 3 года использует не более трех слов, он не пополняет свой словарный запас.

Иногда мутизм у ребенка является последствием сильного эмоционального , обиды, серьезной конфликтной ситуации. Ребенок, который переживает психологическую травму, часто страдает от избирательной формы мутизма. В данном случае органические нарушения не являются причиной немоты.

Достаточно часто этот вид заболевания диагностируют у деток, которые сильно обижаются, имеют повышенный уровень чувствительности, физическую слабость. Иногда немота является определенной формой протеста, так ребенок выражает свою агрессию.

Симптомы

При избирательной форме мутизма ребенок отказывается общаться в конкретной ситуации. При этом у детей нет проблем с коммуникативными навыками. На то, что дитя имеет серьезное заболевание, указывает странное поведение, состояние, которое не проходит около месяца.

Личностное развитие

Не стоит думать, что избирательный мутизм отражается на умственных способностях. Дети с заболеванием имеют высокий интеллектуальный уровень. Психологи считают, что ребенок просто еще не научился общаться с людьми. При этом дети понимают, им не обойтись без речевого контакта, все равно придется знакомиться с окружающими людьми.

Часто мутисты недовольны собой, окружающим миром. Все это выражается в демонстративных выходках. Опасно, что дитя может связаться с компанией двоечников, хулиганов. Мутисты отдают предпочтение вызывающему поведению, они получают наслаждение от разных пороков. Очень важно своевременно изменить поведение деток, иначе в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в личной жизни. Больной ребенок практически прикованный к своей маме, сильно зависит от нее.

Мать начинает опекать ребенка, поэтому в будущем он не может общаться с противоположным полом. Некоторые детки начинают манипулировать тем, что особенные. Родители ведутся на манипуляции, пытаются всеми силами оберегать своих деток. Все это негативно отражается на личностном развитии.

Впоследствии мальчик становится не самостоятельным, властным. Дети-мутисты превращаются в маленьких тиранов. Девочки начинают соперничать с матерью, а в дальнейшем могут вступать в беспорядочные половые связи, некоторые рано выходят замуж. Так детки мстят за свою несвободу. Не стоит ждать, что дитя изменится, лучше сразу обратиться к врачу. Специалист восстановит речь, предотвратит развитие личностных проблем.

Методы лечения

Курс терапии зависит от мутизма. В данном случае не обойтись без помощи логопеда, психиатра, психотерапевта. Каждый из специалистов знает, как лечить данную патологию.

Медикаментозная терапия заключается в приеме транквилизаторов, седативных нейролептиков, селективных ингибиторов. Обращаем ваше внимание, медикаментозный курс лечения не является основным.

Лечить избирательный мутизм необходимо, используя мультимодальный подход, в этом случае применяются разные методики, техники. Особенно эффективно сочетать индивидуальную, семейную и поведенческую терапию.

Психологи часто используют поведенческие методики. На занятиях с детками специалисты отрабатывают навыки речи, за свои успехи детки получают призы. Немаловажное значение имеют родители, учителя, одноклассники. Занятия начинаются с того, что ребенок привыкает к своему голосу. Как все происходит? Специалист сначала записывает речь, затем дает ее прослушать ребенку, при этом обращает внимание, насколько красиво звучит голос. Так постепенно начинает формироваться потребность в общении, правильном произношении. Затем ребенка начинают все больше социализировать, добавляют новых собеседников.

Сначала это люди, с которым ребенок сталкивается каждый день и доверяет, затем добавляют незнакомых людей. Как правило, это дети того же возраста. Когда дитя проходит курс терапии, в дальнейшем он полностью одолевает собственное волнение, у него не возникает барьер в общении.

Итак, вы начали замечать, что ваш ребенок на публике замыкается в себе, перестает разговаривать, странно ведет себя. Не оставляйте такое поведение без внимания! Сразу же обратитесь к психотерапевту. Запомните, любые нарушения лучше устранять в детском возрасте, не стоит запускать их, иначе в дальнейшем будут большие проблемы. Берегите здоровье своих детей!

Данное состояние иногда встречается у детей, и в различных социальных ситуациях элективный может иметь значительную выраженность. Отказ говорить можно наблюдать в детских учреждениях, при этом, ребенок способен разговаривать, он понимает разговорную речь.

В качестве предрасполагающего фактора специалисты называют материнскую гиперопеку. Кроме того, некоторые дети получают данное расстройство из-за физических или эмоциональных травм, которые пришлось перенести в возрасте раннего детства.

Элективный мутизм не относится к числу часто встречающихся психических расстройств. Среди прочих заболеваний психики на такой диагноз встречается примерно у одного процента пациентов. Девочки страдают этим нарушением чаще. При этом многие дети имеют задержку начала речи, для некоторых характерны проблемы с артикуляцией. Кроме того, отмечено, что страдающие элективным дети чаще имеют и такие заболевания, как энкопрез и энурез.

В домашних условиях такие дети отличаются нарушением поведения, у них часто колеблется настроение, обнаруживаются компульсивные черты. Оказавшись вне дома, такие дети становятся молчаливыми, стеснительными.

Симптомы

Основной признак заключается в том, что дети разговаривают дома, или находясь в окружении близких людей, но стоит оказаться в незнакомой обстановке, или в школе, как они замолкают, и практически невозможно вывести их из этого состояния. В итоге возникает неуспеваемость на занятиях, или же, над такими учениками начинают насмехаться одноклассники, что еще больше усугубляет проблему.

Некоторые дети, страдающие элективным мутизмом, для общения вне дома используют лишь междометья, постоянно отвечая «ага», и прочее, а многих устраивает объясняться жестами. В диагностике элективного имеются свои критерии.

Это уровень речи, который приближен к нормальному, а также наличие достаточного уровня в речевом понимании. Кроме того, нужны доказуемые сведения, подтверждающие, что ребенок способен разговаривать нормально в других ситуациях. Предполагается наличие элективного мутизма, если состояние длится четыре недели, и более, при этом не отмечено общего расстройства развития. Важно учитывать, что расстройство не выражено отсутствием знания языка и бедностью словарного запаса в ситуации, подразумевающей, что ребенок не способен разговаривать.

Если дети очень стеснительные, то они не разговаривают в незнакомой для них ситуации. Тем не менее, наступает быстрое выздоровление, как только смущение проходит. Кроме того, дети начинают смущаться, если приходится оказаться в ситуации, когда окружающие говорят на непонятном им языке, малыши не хотят переходить на другой язык. Врач подтвердит диагноз, если ребенок овладел новым языком, но при этом продолжает использовать родной.

Причины

Известно, что в большинстве случаев элективный мутизм характеризуется психогенным происхождением, и имеет связь с отношением ребенка к определенной ситуации. Он выражается в регрессивной реакции, возникающей на разлуку с близкими, ощущение своей несостоятельности, обиду. Чаще всего, это проявляется в виде пассивного протеста, если пришлось расстаться с родными.

В подобной девиации имеет место истерический механизм, который позволяет развиваться у ребенка реакции «мнимой смерти». Кроме того, нередко элективный мутизм проявляется, как навязчивый страх обнаруживая интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки избирательной немоты можно заметить рано, в дошкольном возрасте. Но в этот период близкие их не расценивают, как патологическое явление. Ребенок значительную часть времени находится в семье, и если он молчит с посторонними, то родители объясняют такое поведение чрезмерной застенчивостью.

Когда начинается школьное обучение, ситуация усложняется, так как во многих ситуациях такое поведение является причиной дезадаптации. При элективном имеются тенденции длительного течения. Данное состояние длится месяцы, в некоторых случаях наблюдается годами.

Элективный мутизм редко исчезает самостоятельно. Как правило, если целенаправленное лечение не проводится, то болезненные проявления могут быть растянуты на весь период школьного обучения. Ребенка преследует страх межличностных контактов, развивается социофобия. Если происходит изменение социальной ситуации, признаки могут исчезнуть, стать слабее. В основном, для этого требуется благоприятный психологический климат в учебном учреждении, или на работе.

Медицинская практика показывает, что катамнез людей, подверженных этому синдрому, отличается трудностями социальной адаптации, и причиной тому является трудность социальной адаптации, обусловленная собственной неуверенностью.

Если элективный мутизм длится не один год, реакцией на них могут стать психогенные вторичные реакции на состояние. Поэтому с годами происходит патологическое формирование личности, и в основном это псевдошизоидный и тормозимый тип.

Очень важно не путать элективный мутизм с таким заболеванием, как ранний детский аутизм, а также ранняя детская с наличием регрессивно-кататонических расстройств. Кроме того, следует идентифицировать это заболевание с шизофренией, имеющей более позднее начало, это препубертатный и подростковый период, когда заболевание имеет бредовую симптоматику, возникают депрессивные состояния психотического уровня, истерический и реактивный мутизм, органические болезни головного мозга.

Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

«Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

И тогда развивается мутизм.

О мутизме всерьез и своими словами

Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

  1. Первый : мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
  2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

Об истинных причинах психологической немоты

Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

  • отставания психического развития;
  • аутизма;
  • шизофрении;
  • депрессивного расстройства.

Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

  • последствий перенесенной комы;
  • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания ( либо );
  • тяжёлого стресса либо психической травмы;
  • психического расстройства (депрессии, шизофрении).

Категории мутизма и его особенности у детей

Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

  • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
  • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
  • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
  • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).

Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

  • истерический;
  • логофобический;
  • смешанный.

При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

Согласно другой классификации, мутизм может быть:

  • селективный (элективный) , проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
  • акинетический , который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
  • апалический , вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
  • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.

Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
сложившейся ситуации и её «виновников».

Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

  • особенности течения внутриутробного периода;
  • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
  • реакцию ребёнка на прививки;
  • особенности динамики его развития.

Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

Чем помочь мутисту?

Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

Во взрослом возрасте это может быть ликвидация либо хирургическое иссечение , влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

  • средств бензодиазепинового ряда;
  • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

  • спазмолитического;
  • обезболивающего;
  • седативного действия;
  • препараты- .

Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

  • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
  • в работе с , обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
  • в коррекции мимики и тому подобных мерах.

Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

  • дыхательных упражнений;
  • массажа;
  • лечебно-коректирующей гимнастики;
  • фототерапии.

Необходимым является также привитие социальных навыков.

В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

Последствия и профилактика

К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).

Клиника косметологии , эстетической медицины в МСК.