Конспект занятия по устранению дисграфии. Конспект логопедического занятия по преодолению аграмматической формы дисграфии


Логопедическая тема: родственные слова. Лексическая тема: домашние животные и их детеныши. Грамматическая тема: единственное и множественное число имен существительных.

Цель: научить находить и образовывать родственные слова. Задачи:

Образовательные:

Расширение и активизация слов но теме: «Домашние жи­вотные и их детеныши»;

Развитие умения изменять имена существительные по чис­лам;

Развитие умения образовывать уменьшительно-ласкатель­ную форму имени существительного;

Закрепить знания детей о корне слова. Коррекционные:

Развитие логического мышления;

Развитие связной речи. Воспитательные:

Развитие функции контроля и самоконтроля;

Формирование усидчивости.

Оборудование: карточки с изображением домашних живот­ных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть.

2. Игра «Кто, чей малыш».

Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть живот­ные, которых вы должны угадать.

О Острые ушки,

На лапках подушки,

Нос, как щетинка,

Дугою спинка,

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. 1: С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. О Голодна - мычит, Сыта - жует, Всем детям молока дает и С подстриженной гривой,

Скачет ретиво. О С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, но не корова, С пухом, а не птица. П Вместо хвостика - крючок, Вместо носа - пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. П Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. О Кто ни в жару, ни в стужу,

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с изображением домашних животных.

Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давай­те поможем найти их. Ну-ка, вспомним: у собаки - кто дете­ныш? (Выставляется картинка с изображением щенка.)

Правильно - щенок. А во множественном числе? Аналогично определяются детеныши остальных живот­ных.



3. Работа в тетрадях.

Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это де­лаю на доске.

Образец: кот - котенок - котята

овца - ягненок - ягнята и т.д.

- Скажите, кем приходятся друг другу кот - котенок, свинья - поросенок и т.д.? (Родственниками.)

Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.

Верно, а теперь посмотрите внимательно на те пары слов, которые вы записали и скажите, какие из них являются родственными?

Почему? (У них один корень.)

Как еще по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные.)

Вывод: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень.

4. Игра «Подбери слово».

А теперь нужно вспомнить, кто что ест. Посмотрите на доску.

Кролик грызет кость Корова жует желудями Лошадь ест капусту Собака грызет морковь Кот лакает траву Коза ест овес Свинья лакомится молоко

- Посмотрите внимательно и соедините стрелочками, кто что любит.

Молодцы, а теперь запишите полученные предложения в тетрадь.

А сейчас немного поиграем. Я вам говорю слово, а вы по очереди подбираете к ним родственные слова: кость.

Аналогично с остальными словами (желуди, капуста, мор­ковь, трава, овес, молоко).

5. Работа с текстом.

На доске записан текст:

Летом мы отдыхали в деревне удеда. Мы ему помогали по хозяйству.Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас налошади.

Прочитайте текст, а выделенные слова замените на лас­ковые.

Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корни у подчеркнутых слов. Заключительная часть.

6. Подведение итогов.

Что мы сегодня делали на занятии.

Спасибо, до свидания.

Приложение 2

Конспект занятия по устранению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Логопедическая тема: Распространение предложений пу­тем введения определения и дополнения.

Грамматическая тема: согласование слов в предложении в роде, числе и падеже.

Цель: учить детей распространять двусоставное предложе­ние путем введения определения и дополнения.

Задачи:

Образовательные:

Учить составлять схемы предложений и предложений по схеме;

Учить выделять главные члены предложения;

Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

Коррекционные:

Совершенствовать навык анализа и синтеза предложения;

Развивать логическое мышление;

Развивать слуховое внимание, память, умение работать по алгоритму. Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность;

в формирование функций контроля и самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, карточки с предло­жениями, карточки со схемами предложений, наборное полот­но, карточки со словами.

Ход занятия:

Вводная часть.

1. Организационный момент.

(На столах у детей лежат картинки: белка, солнышко, кошка, девочка, яблоко.)

Здравствуйте, ребята. Первыми сядут те, кто к слову-предмету придумает слово-действие. Основная часть.

2. Развитие логического мышления.

Ребята, что выращивает садовник в саду?

Правильно, а мы сегодня будем выращивать предложе­ния. Отгадайте загадку:

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода кора.

Кто это?

Верно, это заяц. Придумайте предложение из двух слов

3. Упражнение на распространение двусоставного предло­жения.

На доску помешается картинка с изображением зайца.

Ребята, кто изображен на картинке?

Заяц что делает?

Запишите в тетрадь предложение: Заяц убегает.

- Составьте схему этого предложения.

Теперь ответьте на мои вопросы. Заяц убегает от кого?

Какой заяц убегает от лисы?

Трусливый заяц убегает, от какой лисы?

4. Работа со схемой предложения.

Логопед раздает детям карточки с двусоставными предло­жениями и схему распространенного предложения. Предложения: Белка грызет.

Солнышко греет.

Ручей журчит.

Кошка ловит.

Девочка чистит.

Ребята, вырастите свое предложение соответственно

Прочитайте, что у вас получилось.

А теперь запишите в тетрадь.

5. Развитие анализа и синтеза предложения. Логопед «нечаянно» роняет карточки.

Ой, ребята, какая я неуклюжая. Помогите мне, пожалуйста, собрать карточки (принесла, зайчонка, робкого, маленького Катя)

- Прочитайте, какая у кого карточка и постройтесь в предложение, будто вы живые слова.

Затем предложение выставляется на наборном полотне.

Назовите главные слова в этом предложении.

А теперь составьте схему предложения.

6. Подбор предложений к схемам.

Я вам раздам карточки с предложениями и схемы пред­ложений. Вы должны будете подобрать правильно схемы к предложениям.

Предложения: Мама связала сыну красивый свитер. Интересную книгу читает брату сестра. Лена показала Игорю маленького котенка. Рыбаки поймали в сеть крупную рыбу. Маленькая девочка моет паркетный пол. Заключительная часть.

7. Подведение итогов.

Чем мы занимались на занятии? Что выращивали?

О ком мы составляли предложения?

8. Оценка деятельности учащихся.

Арина

Тема : «Звуки и буквы [ Ш] и [Щ] »

Цель : закрепить навык дифференциации звуков [Ш] и [ Щ] в устной и письменной формах речи.

Задачи : 1) закреплять навык определения наличия звуков [ Ш] и [Щ] в словах ;

2) учить дифференцировать звуки [Ш] и [Щ] на уровне предложений и текста.

3) развивать навык образования существительных муж. р. ед. ч. с суффиксом –щик.

Лингвистический материал :

Слова : шутить, каштан, шиповник, трещать, гонщик, угощать, кувшинка, извещать, ошейник, щель, лощина, трещина, лукошко, щекотать, сушить, крошка, женщина, уголь, угольщик, приём, приемщик, камень, каменщик, баня, банщик, паром, паромщик, дрессировка, дрессировщик.

Предложения : На болоте растут хвощи.

Мышонок ищет хлебные крошки.

Нарисуйте треугольник с помощью линейки и карандаша.

Дедушкины шахматы лежат в ящике.

Мы наловили ершей и лещей.

Саша щелкает грецкие орехи.

На площади шумит народ.

Текст : Ящерицы.

Ящерица - хищник. Охотятся ящерицы на мелких мошек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солнышке. Залезают на камни, коряги и щепки, щурятся, солнышку спинки подставляют. Ящерицы очень шустрые.

Идея выбора лингвистического материала : материал подобран в соответствии с темой занятия ; с использованием существительных и глаголов.

Оборудование : тетрадь, ручка, зеленый и синий карандаши, листы с заданиями (раздаточный материал) .

Вид занятия : занятие по преодолению акустической дисграфии .

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Запиши в тетради сегодняшнее число. Наша тема сегодня звуки [Ш] и

2. Основная часть.

Дай характеристику звука [Ш ]– Согласный , твердый, глухой.

Дай характеристику звука [Щ] – Согласный , мягкий, глухой.

1. Игра «Крестики – нолики» Я буду произносить слова, ставь крестик, если услышишь слово со звуком [ Ш] , нолик –слово со звуком[ Щ] .

(шутить, каштан, шиповник, трещать, гонщик, угощать, кувшинка, извещать, ошейник)

2. Образуй название профессии человека по образцу. Пример : прядь – прядильщик.

Уголь- угольщик, приём- приемщик, камень- каменщик, баня – банщик, паром- паромщик, дрессировка – дрессировщик. Запиши. Что ты видишь общего у второй группы слов? (суффикс, обозначь его в словах)

3. Исправь ошибки в словах, запиши их в две разные колонки :

4. Перепиши предложения, вставляя пропущенные [Ш] или [Щ].

На болоте растут хво…и.

Мы…онок и…ет хлебные кро. ки.

Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и каранда…а.

5. Составь предложения, запиши в тетрадь. Выдели звуки [Ш] и [Щ] .

Дедушка, шахматы, лежать, в, ящик.

Мы, наловить, ерши, и, лещи.

Саша, щелкать, грецкий,орехи.

На, площадь, шуметь,народ.

6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы .

Я…ерица - хи. ник. Охотятся я. ерицы на мелких мо. ек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают на камни, коряги и …епки,. урятся, солны…ку спинки подставляют. Ящерицы очень …устрые.

7. Верное ли утверждение?

Звук [Ш] – согласный , твердый, звонкий? –нет.

Звук [Щ ]– согласный , мягкий,глухой? –да.

В слове «щупальца» звук [Щ ] стоит в начале слова? –да.

В слове «затрещать» есть звук[ Ш] ? –нет.

3. Итог. Слава, чему ты научился сегодня на занятии ? Что нового узнал?

Домашнее задание. Запиши предложения, исправив ошибки.

Лёща из дошечек построил яшик для картощки.

На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.

Прошла зима, зашебетали птицы.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Тема :Дифференциация д т в словах, предложениях

Цель: Учить различать д – т в словах, предложениях.

Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, память.

Активизировать словарный запас.

Ход занятия

I. Орг. момент

Сядет тот, кто назовёт название времён года. А сейчас какое время года? (Осень ).

Мелькающее слово – показ названий месяцев

Дети читают и называют (ноябрь, сентябрь, октябрь ).

– А сейчас назовите ещё раз по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь).

II. Нацеливание

Сегодня мы с вами будем различать звуки и буквы д -т в словах, предложениях.

III. Повторение

На какие 2 группы делятся звуки?

(кладём руку на горлышко и произносим звонко либо глухо )

Каким цветом мы обозначаем звонкие согласные? - Зеленым.

А глухие? – Синим.

(Обозначение звонких и глухих согласных данными цветами соответствует методике преподавания грамоты в коррекционной школе VIII вида.)

– Чьё имя начинается на гласный звук?

– На глухой звук?

– На звонкий согласный звук?

IV. Звуковой анализ слов

– Возьмите листики, на них зашифровано слово, сколько букв в этом слове? (Количество букв в слове соответствует количеству клеток.)

Какое слово получится, вы узнаете, выполнив задание.

В слове вет ер – определить 3 звук и записать букву.

Сук – определить гласный звук и записать букву.

Час – определить первый звук и записать букву.

Трава – определить ударный гласный звук и записать букву.

Какое слово получилось? (Туча ). Какое правило встречается в этом слове?

ча ща пиши с буквой а.

Ребята, какой выберите карандаш, чтобы подчеркнуть 1 букву в этом слове? (Синий ). Почему? (Буква т обозначает глухой согласный звук ).

Из тучи накрапывают капельки. Составьте из них слово.

Какой выберите карандаш, чтобы подчеркнуть 1 букву в этом слове? (Зелёный). Почему? (Буква д обозначает звонкий согласный звук. )

Какой дождик осенью? (Моросящий, холодный, чудный, осенний.)

Дождик идёт, возьмите капельки. Я буду называть слова, а вы определите 1 звук д -т , если глухой согласный звук – синяя капелька, если звонкий согласный звук – зелёная капелька.

Слова: д вор, т очка, т ень, д ом, т рава, д ерево.

Проверьте, так ли у вас получилось?

Молодцы, ребята.

V. Развитие зрительной памяти

Не поверите – поверьте.
В золотых лесных конвертах
Осень письма написала
И друзьям адресовала
В голубой почтовый ящик
Их не нужно опускать
Приходите в лес почаще
Эти письма получать.

Какие письма мы получили от осени, мы узнаем, расшифровав эту запись. (Лист.)

Назовите буквы, которые вы видите?

Запомните и зарисуйте карандашом в тетради. Запишите слово, найдите буквы, которые мы сегодня различали и подчеркните. Каким цветом и почему?

Упражнение для глаз.

Листочек кружится, летит, глазками водим, следим.

(Логопед делает движения листком вправо, влево, вверх, круговые движения, а дети глазами следят за ним).

Открываем конверт.

А листочки непростые. На них задания.

Посмотрите на квадрат на доске, запомните буквы и запишите в свои квадраты.

Составьте слово из данных букв.

Какое слово получилось?

Погода – Какой из различаемых сегодня на занятии звуков мы услышали?

Какая погода сегодня?

VI. Развитие моторики

Что происходит с листьями осенью? (Они опадают )

Как называется это явление? (Листопад )

Давайте расшнуруем листочки с деревьев.

(Листочки с буквами зашнурованы на дереве.)

Составьте из них слова.

Прочитайте, какие у каждого из вас слова получились?

(Тополь, ствол, кедр, дуб.)

Какое слов лишнее? (Ствол. )

Почему? (Ствол – часть дерева, а тополь, дуб, кедр – названия деревьев.)

– Запишите слова, которые начинаются на звонкий согласный звук (дуб).

– На глухой согласный, который мы изучили – тополь .

Физминутка.

Полетели как листочки (кружимся ), качаемся как ветер (руки вверх ) накрапывает дождик (пальчиками перебираем ).

VII. Работа с перфокартами

В данном задании применяется дифференцированный подход. Распределение карточек исходя из особенностей и нарушений детей.

Куда приземлится лист? Вставьте буквы д или т.

Прочитайте слова, которые начитаются на звук Д, на звук Т.

VIII. Работа с текстом

Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой – Т , а зелёные фишки буквой Д.

На доске дается текст, в котором буквы Д и Т заменили фишками синего и зеленого цвета.

Нас.ала осень.
Солнце све.и. .ускло.
.уе. холо.ный ве.ер.
Час.о и.у. .ож.и.
.ни коро.кие.

О каком времени года говорится в тексте? Как вы догадались?

Как осенью светит солнце?

Назовите слова со звуком Д, Т, слова, в которых встречаются оба этих звука.

IX. Итог

Какие звуки и буквы мы различали на занятии? Вспомните осенние слова, в которых встречается звук т , звук д .

Молодцы, работали все хорошо.

Сорвите листочки с оценкой, которую вы себе поставили.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 5 КЛАССЕ

Логопедическая тема РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
Грамматическая тема Единственное и множественное число существи-
тельных.
Цель Научить подбирать родственные слова.

Задачи Образовательные:
расширение и активизация слов по теме «Домашние животные и их детеныши»;
развитие умения изменять существительные по числам;
развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного;
закрепить знания детей о корне слова.
Коррекционные:
развитие логического мышления;
развитие связной речи.
Воспитательные:
развитие функции контроля и самоконтроля;
формирование усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ карточки с изображением домашних животных
и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия
Вводная часть
1.Организационный момент
Приветствие. Знакомство с детьми.
Основная часть
2.Игра «Кто чей малыш»
- Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.
Острые ушки,
На лапках подушки
Нос, как щетинка,
Дугою спинка
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.

Голодна мычит,
Сыта – жует,
Всем детям молока дает.

С подстриженной гривой,
Скачет ретиво.

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пяточек,
Пяточек дырявый,
А крючок вертлявый.

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловка,
Любит морковку.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Выставляю на доску картинки с домашними животными.
- Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка вспомним: у собаки – кто детеныш?

Правильно – щен
·ок. А во множественном числе? (Остальные так же выполняются)
3.Работа в тетрадях.
- Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске.
Образец: кот – котенок – котята
овца – ягненок – ягнята и.т.д.
- Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов.
- Верно, а теперь скажите какие из них являются родственными.
Почему? (У них один корень)
- Как еще можно по - другому назвать родственные слова?
(Однокоренные)
ВЫВОД: однокоренные слова являются родственными и имеют
общий корень.
4.Игра «Подбери слово»
- Теперь нужно вспомнить, кто что ест. (запись на доске)
5.Игра «Третий лишний»
На доске вывешиваются листы со словами, дети должны определить, какое слово является лишним.
6. Игра «Горка»
Даны только корни, нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова.
чёрн.. стар..
чёрн стар
чёрн. стар.

7. Работа с текстом
На доске записан текст:
Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству.
Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А
вечером дед катал нас на лошади.
- Прочитайте текст, а подчеркнутые слова замените на ласковые.
Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корень у подчеркнутых слов.
Заключительная часть.

8. Подведение итогов
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Спасибо, до свидания.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 5 КЛАССЕ

Логопедическая тема РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ Грамматическая тема Единственное и множественное число существи- тельных. Цель Научить подбирать родственные слова.

Задачи Образовательные:

    расширение и активизация слов по теме «Домашние животные и их детеныши»; развитие умения изменять существительные по числам; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного; закрепить знания детей о корне слова.
Коррекционные:
    развитие логического мышления; развитие связной речи.
Воспитательные:
    развитие функции контроля и самоконтроля; формирование усидчивости.

ОБОРУДОВАНИЕ карточки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с загадками.

Ход занятия

Вводная часть

1.Организационный момент Приветствие. Знакомство с детьми. Основная часть 2.Игра «Кто чей малыш» - Сейчас мы немного с вами поиграем. У меня есть животные, которых вы должны угадать.

Острые ушки,

На лапках подушки

Нос, как щетинка,

Дугою спинка

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Голодна мычит,

Сыта – жует,

Всем детям молока дает.

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пяточек,

Пяточек дырявый,

А крючок вертлявый.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловка,

Любит морковку.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.

Выставляю на доску картинки с домашними животными.

- Ребята, эти животные потеряли своих малышей. Давайте поможем найти их. Ну-ка вспомним: у собаки – кто детеныш?

Правильно – щенок. А во множественном числе? (Остальные так же выполняются) 3.Работа в тетрадях. - Запишите у себя в тетрадях пары слов, так как я это делаю на доске. Образец: кот – котенок – котята овца – ягненок – ягнята и.т.д. - Теперь возьмите карандаши и выделите корни у всех слов. - Верно, а теперь скажите какие из них являются родственными. Почему? (У них один корень) - Как еще можно по - другому назвать родственные слова? (Однокоренные) ВЫВОД: однокоренные слова являются родственными и имеют общий корень. 4.Игра «Подбери слово» - Теперь нужно вспомнить, кто что ест. (запись на доске) 5.Игра «Третий лишний» На доске вывешиваются листы со словами, дети должны определить, какое слово является лишним. 6. Игра «Горка» Даны только корни, нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. чёрн.. стар.. чёрн… стар… чёрн…. стар….

7. Работа с текстом На доске записан текст: Летом мы отдыхали в деревне у деда. Мы ему помогали по хозяйству. Маша доила корову. Петя пас овец. А я кормил кота и собаку. А вечером дед катал нас на лошади. - Прочитайте текст, а подчеркнутые слова замените на ласковые.

Запишите текст в тетрадь так, как вы его прочитали, выделите корень у подчеркнутых слов.

Заключительная часть.

8. Подведение итогов - Что мы сегодня делали на занятии? - Спасибо, до свидания.

МБОУ «СОШ № 4»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

В 5 КЛАССЕ.

Составила:

Учитель - логопед

Шпирная В. Н.

С. Раевский 2014год