Виды налогов уплачиваемые страховыми компаниями. Налогообложение ндфл добровольного страхования жизни Налогообложение прибыли страховщика


Налог на добавленную стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования НДС не облагаются следующие обороты:

  • - страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
  • - проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
  • - средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
  • - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, сострахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, сострахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении даты получения доходов страховая организация может использовать как метод начисления, так и кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

Единый социальный налог

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Налогообложение доходов физических лиц, возникающих при страховании, направлено как на стимулирование социально значимых видов страхования, так и на пресечение возможности получения необоснованной налоговой выгоды. Противоречивость этих задач усложняет правила налогообложения и требует внимательного изучения следующих аспектов: особенности определения налоговой базы по договорам страхования, предоставление социальных вычетов по расходам на страхование, «восстановление» налога, ранее неуплаченного (или возвращенного) в связи с получением вычета. В статье рассматриваются основные аспекты начисления НДФЛ по договорам страхования.

Нормы действующего законодательства

Страховые организации являются налоговыми агентами по НДФЛ как работников, так и застрахованных лиц. Как известно, объектом налога признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ от источников в РФ и за ее пределами, для нерезидентов - доход от источников в России. Перечень доходов для целей налогообложения установлен ст. 208 НК РФ , доходов, не подлежащих налогообложению, - ст. 217 НК РФ .

Таблица 1

Доходы физических лиц по договорам страхования

Доходы для целей налогообложения Доходы, не подлежащие налогообложению
от источников в РФ
страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые единовременная и срочная пенсионная выплата, осуществляемые в порядке, установленном
выплаты (ренты, аннуитеты); выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; выкупные суммы, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ (пп. 2 п. 1 ст. 208 НК РФ ) Федеральным законом от 30.11.2011 № 360‑ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (п. 53 и 54 ст. 217 НК РФ )
пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ (пп. 7 п. 1 ст. 208 НК РФ ) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ )
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (пп. 9.1 п. 1 ст. 208 НК РФ ) суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемой правопреемникам умершего застрахованного лица (п. 48 ст. 217 НК РФ )
от источников за пределами РФ
страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации (пп. 2 п. 3 ст. 208 НК РФ ) -
пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств (пп. 7 п. 3 ст. 208 НК РФ ) -

Заметим, что в составе доходов для целей налогообложения отсутствуют страховые взносы страхователя за застрахованное лицо.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования

Порядок определения налоговой базы по договорам страхования установлен ст. 213 НК РФ , из которой следует, что при расчете НДФЛ необходимо учитывать:
  • вид договора страхования. Так, облагаются НДФЛ выплаты по договорам добровольного имущественного страхования, а страховые выплаты физическому лицу по договорам обязательного и некоторым видам добровольного страхования не облагаются НДФЛ полностью или же облагается налогом лишь сумма страховой выплаты, превышающая страховой взнос, увеличенный на некую среднерыночную доходность;
  • необходимость в случаях досрочного расторжения договора страхования включать в расчет налоговой базы страховые взносы, на сумму которых ранее налогоплательщиком были получены социальные вычеты;
  • требование законодательства (в настоящее время весьма ограниченное) облагать НДФЛ не только выплаты, но и страховые взносы в тех случаях, когда страховые взносы производятся за налогоплательщика иными лицами.
Страховые выплаты, облагаемые и не облагаемые НДФЛ, представлены в таблице 2.

Условные обозначения:

НБ - налоговая база по НДФЛ;

  • СВ - сумма страховой выплаты;
  • ВЗ - внесенные страховые взносы;
  • ВЗi - суммы страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия договора;
  • ВЗ 1 - суммы страховых взносов, уплаченных физическим лицом по договору добровольного пенсионного страхования, за каждый календарный год, в который налогоплательщик использовал право на получение социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ ;
  • R - среднегодовая ставка рефинансирования ЦБ РФ, определяемая как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1‑е число каждого месяца года действия договора страхования, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования;
  • Д - доход, полученный налогоплательщиком, при расторжении договора;
  • Р - рыночная стоимость застрахованного имущества на дату заключения договора страхования (дату наступления страхового случая);
  • Р рем. - расходы на ремонт поврежденного застрахованного имущества по данным страховщика или независимого эксперта.
Таблица 2

Страховые выплаты, облагаемые и не облагаемые НДФЛ

Вид договора Условия, при которых страховые выплаты не облагаются НДФЛ Налоговые базы и условия, при которых страховые выплаты облагаются НДФЛ
Обязательное страхование (пп. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплаты осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ -
Добровольное страхование жизни (страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком) (пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплата связана с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока; выплата не превышает сумму взносов, увеличенную на величину обычной доходности:

СВ ≤ (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100)

Если: СВ > (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100), то: НБ = СВ - (ВЗ + ∑ ВЗi х R / 100)
В случае досрочного расторжения договора* и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора: НБ = Д - ВЗ;

с 01.01.2015: НБ = (Д - ВЗ) + ВЗ 1

Добровольное личное страхование (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Договор предусматривает выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью, возмещение медицинских расходов застрахованных лиц Договор предусматривает оплату стоимости санаторно-курортных путевок
Добровольное пенсионное страхование (договор заключен физическим лицом в свою пользу) (пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ ) Выплата получена при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ В случае досрочного расторжения договора* и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора: НБ = (Д - ВЗ) + ВЗ 1
Договор страхования физического лица, по которому страховые взносы вносятся из средств организации или индивидуального предпринимателя Сумма взносов по договорам обязательного страхования, добровольного личного страхования или добровольного пенсионного страхования По другим договорам: НБ = ВЗ
Добровольное имущественное страхование (п. 4 ст. 213 НК РФ ) - В случае гибели или уничтожения застрахованного имущества:
НБ = СВ - (Р + ВЗ).

В случае повреждения застрахованного имущества:

НБ = СВ - (Р рем. + ВЗ)

*За исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон.

По договору добровольного имущественного страхования налогоплательщик должен подтвердить сумму произведенных расходов (Р рем.). Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта застрахованного имущества, в случае если ремонт не производился, подтверждается документом, составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

  • договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
  • документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
  • платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
Доходы, подлежащие налогообложению по договорам страхования, облагаются налогом по ставке 13%. Налог должна удерживать страховая организация в качестве налогового агента как источник выплаты. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику налоговым агентом. Например, за счет сумм страховой выплаты или выкупной суммы, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. При невозможности удержать НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму налога.

Особые правила установлены по договорам страхования, по которым страховые взносы вносятся за физических лиц организациями или индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 213 НК РФ ). В налоговую базу по таким договорам в разные периоды времени включались как страховые выплаты, так и доходы налогоплательщика в виде суммы страховых взносов, произведенных за него работодателем или иным лицом. Изменение правил налогообложения показано в таблице 3.

Таблица 3

Налогообложение доходов по договорам страхования, взносы по которым уплачены за налогоплательщика иными лицами

Договор Основание - Федеральный закон Страховые взносы Страховые выплаты
Обязательного страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Не облагаются Не облагаются
Добровольного личного страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Не облагаются Не облагаются выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и возмещения медицинских расходов, за исключением оплаты стоимости санаторно-курортного лечения
Добровольного пенсионного страхования № 57‑ФЗ от 29.05.2002 Облагаются Не облагаются
№ 204‑ФЗ от 29.12.2004 Не облагаются Облагаются налогом пенсии по договорам негосударственного пенсионного обеспечения
Иные договоры страхования № 216‑ФЗ от 24.07.2007 Облагаются Облагаются

В соответствии с действующей редакцией п. 3 ст. 213 НК РФ в налоговую базу включаются суммы страховых взносов, если указанные взносы вносятся за физических лиц из средств работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей или иных лиц, за исключением случаев, когда страхование производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования и договорам добровольного пенсионного страхования.

Организация заключила договор страхования ответственности директоров и должностных лиц, в соответствии с которыми организация уплачивает страховые взносы. Возникает ли у застрахованных лиц доход, подлежащий обложению НДФЛ, в виде страховых взносов, уплаченных организацией?

Требования обязательного страхования ответственности лиц, занимающих руководящие должности, действующее законодательство РФ не содержит. В соответствии с положениями ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015‑1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред, не являются объектом личного страхования. Таким образом, на основании п. 3 ст. 213 НК РФ страховые выплаты, выплачиваемые организацией по договорам страхования ответственности должностных лиц, подлежат обложению НДФЛ. Для определения размера налоговой базы каждого налогоплательщика необходимо персонифицировать суммы страховых взносов, уплачиваемые за каждое застрахованное лицо.

Такой же вывод представлен в Письме Минфина РФ от 01.04.2013 № 03‑04‑06/10402 .

При этом налоговые эксперты высказывают противоположное мнение, отмечая, что при страховании ответственности у застрахованных лиц дохода не возникает, доход в виде страховой выплаты получает страхователь.

По договорам добровольного личного страхования не облагаются НДФЛ страховые взносы (п. 3 ст. 213 НК РФ ) и страховые выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица, за исключением оплаты стоимости санаторно-курортного лечения (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ ).

По договорам добровольного пенсионного страхования не облагаются НДФЛ страховые взносы. Однако при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями в пользу физических лиц (п. 2 ст. 213.1 НК РФ ). До 2005 года НДФЛ выплачивали работодатели, делающие взносы по договорам добровольного пенсионного страхования, с 1 января 2005 года порядок изменился и НДФЛ стал исчисляться из суммы пенсии, которую выплачивают застрахованному лицу. В связи с тем, что переходный период от одного правила к другому не был предусмотрен, возникло двойное налогообложение у тех физических лиц, которые заплатили налог со страховых взносов и были вынуждены платить налог с сумм страховых выплат. Конституционный суд в Постановлении от 25.12.2012 № 33‑П признал неконституционными положения ст. 213.1 НК РФ и указал: впредь до внесения в законодательство изменений данный налог с сумм пенсионных выплат удерживаться и уплачиваться не должен .

Схожая ситуация сложилась в отношении налогообложения страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни. По действующему законодательству договоры страхования жизни относятся к договорам личного страхования, следовательно, на них распространяется положение п. 3 ст. 213 НК РФ , исключающее из налоговой базы взносы работодателей и иных лиц за застрахованное лицо. Выплаты по договору страхования жизни, если по условиям договора страховые взносы уплачиваются не налогоплательщиком, следует облагать НДФЛ в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ . При этом в отличие от договоров страхования жизни, по которым страховые взносы производятся налогоплательщиком, по рассматриваемым договорам облагается вся сумма страховой выплаты. Такие правила установлены Федеральным законом № 216‑ФЗ от 24.07.2007 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 216‑ФЗ ). До 2008 года действовал иной порядок: при определении налоговой базы по НДФЛ не учитывались доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страхового случая по договорам долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет.

Договорами личного страхования может предусматриваться возможность получения дополнительных доходов кроме страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Организация заключила договор страхования жизни в пользу своих работников, взносы по которому уплачены организацией до 1 января 2008 года. Условиями договора страхования при наступлении страхового случая, кроме выплаты страховой суммы, предусмотрена выплата дополнительного инвестиционного дохода. Подлежат ли обложению НДФЛ суммы накопленного инвестиционного дохода?

Положения ст. 213 НК РФ , независимо от вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 216‑ФЗ , предусматривают освобождение от обложения НДФЛ исключительно страховых выплат, освобождение от налогообложения иных выплат, в частности, сумм накопленного инвестиционного дохода по договорам добровольного страхования жизни, НК РФ не предусмотрено.

Социальные налоговые вычеты в сумме уплаченных страховых взносов

В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик (физическое лицо) имеет право уменьшить свою налоговую базу по НДФЛ (доходы) на суммы, уплаченные в том числе на определенные виды страхования. Вычеты производятся лишь из доходов, облагаемых по ставке налога, равной 13%, кроме доходов от долевого участия.

Социальный вычет предоставляется на суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также по договорам:

Вычет на сумму страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по договорам добровольного личного страхования , а также по договорам добровольного страхования супруга, родителей, детей (в возрасте до 18 лет), подопечных (в возрасте до 18 лет) предоставляется в составе расходов на лечение. Для получения вычета на сумму страховых взносов должны быть выполнены следующие условия (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) :
  • договор должен быть заключен со страховыми организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности;
  • договор должен предусматривать оплату страховыми организациями исключительно услуг по лечению;
  • лечение производится в медицинских организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ;
  • налогоплательщик представил документы, подтверждающие фактические расходы на уплату страховых взносов;
  • расходы оплачены за счет собственных средств налогоплательщика, а не за счет средств работодателя.
Если договором предусматривается оплата иных расходов, кроме расходов на лечение, то социальный вычет на сумму страховых взносов не может быть предоставлен. Например, в соответствии с договором ипотечного кредитования заемщик - физическое лицо должен заключить договор добровольного личного страхования жизни и здоровья, в том числе от несчастных случаев. Страхователь обязуется при наступлении несчастного случая оплатить расходы на лечение застрахованного, а также уплатить определенную сумму выгодоприобретателю, которым по договору страхования является банк. В качестве страховых случаев предусмотрены также смерть и потеря трудоспособности застрахованного лица. Поскольку договором личного страхования предусмотрены, помимо оплаты услуг по лечению застрахованного лица, еще и выплаты в пользу банка в случае потери трудоспособности или смерти застрахованного, данный договор не отвечает требованиям, установленным пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ . Следовательно, суммы страховых взносов не могут быть основанием для получения социального вычета.

Социальный вычет может быть предоставлен в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного пенсионного страхования , заключенному налогоплательщиком со страховой организацией в свою пользу и в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ ).

Федеральным законом № 382‑ФЗ в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ внесены дополнения, в соответствии с которыми с 2015 года социальный вычет может быть предоставлен в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору добровольного страхования жизни , если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному со страховой организацией в свою пользу, в пользу супруга, родителей, детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).

Налогоплательщик заключил договор добровольного страхования жизни на 2015 - 2019 годы, ежегодный страховой взнос составляет 50 000 руб. Может ли он получить социальный налоговый вычет?

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту
жительства или к своему работодателю для получения социального вы-чета на сумму 50 000 руб. Возврат НДФЛ составит 6 500 руб. ежегодно (50 000 руб. х 13%).

Основанием для социального налогового вычета являются документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по добровольному пенсионному страхованию, добровольному страхованию жизни. В таком же порядке предоставляется вычет в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

С 2009 года применяется социальный вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» .

Общая сумма социальных вычетов предоставляется в размере фактических расходов, но не может превышать в совокупности 120 000 руб. за налоговый период. Социальные вычеты предоставляет налоговый орган на основе декларации и пакета документов, подтверждающих право налогоплательщика на вычеты. Социальные вычеты по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни могут быть предоставлены налогоплательщику работодателем до окончания налогового периода при соблюдении следующих условий:

  • документального подтверждения расходов налогоплательщика на указанные цели;
  • удержания взносов из выплат в пользу налогоплательщика и перечисления их в соответствующие фонды работодателем;
  • обращения налогоплательщика к работодателю с заявлением о предоставлении социального вычета.

Восстановление неуплаченного (возвращенного) налога

Следует иметь в виду, что в случае расторжения договоров добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, размер которой предусмотрен договором, у физического лица возникает объект налогообложения, равный полученному доходу за вычетом внесенных налогоплательщиком страховых взносов. Такое правило установлено пп. 4 п. 1 ст. 213 НК РФ . НДФЛ в этом случае удерживает страховая организация как налоговый агент. Если налогоплательщику ранее был предоставлен социальный вычет на сумму уплаченных страховых взносов, то страховая организация при выплате физическому лицу выкупной суммы обязана восстановить, то есть вернуть бюджету налог, не удержанный (или возращенный налогоплательщику) в связи с предоставлением социального вычета.

Пример 4.

Предположим, что в примере 3 налогоплательщик воспользовался социальным вычетом на сумму 50 000 руб. по окончании 2015 года и вернул НДФЛ в сумме 6 500 руб. В дальнейшем договор был расторгнут. Выкупная сумма составила 60 000 руб. В какой сумме должна удержать налог страховая организация?

При выплате выкупной суммы страховая организация обязана удержать налог в сумме 7 800 руб. (((60 000 ‑ 50 000) + 50 000) х 13%).

Если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом, подтверждающую неполучение им социального вычета, то налог составит 1 300 руб. ((60 000 ‑ 50 000) х 13%).

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Н. Н. Никулина , к. э. н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ННГУ им. Н. И. Лобачевского, академик финансовой академии «Элита»

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Налогообложение страховых организаций

Налог на добавленную стоимость.

Страховые организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), но освобождаются от его уплаты по операциям, которые непосредственно связаны со страховым делом.

В целом различают следующие основания для освобождения от уплаты НДС деятельности страховщиков.

I. Операции, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению .

1. Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяется освобождение, определяется МИД России совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

2. Реализация (а также передача, выполнение) на территории РФ:

а) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств.

К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:

монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой РФ или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;

Монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой РФ или валютой иностранного государства (группы государств);

б) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

II. Операции, для которых разрешается приостановить освобождение минимум на один год :

1. Услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также услуги по пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. Операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает:

страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему). Поэтому не облагаются налогом на добавленную стоимость денежные средства, полученные перестраховщиком, в доле выплаченного им страховщику перестрахователю страхового возмещения. Также не подлежат налогообложению средства, полученные страховой медицинской организацией по договорам обязательного медицинского страхования на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

проценты , начисленные на депо премий по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

страховые взносы , полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

средства в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю. Независимо от того, перечисляют лидеру состраховщики или он (лидер) сам оставляет себе ее, если в договоре сострахования указана лидерская комиссия (вознаграждение), то она является объектом налогообложения НДС.

2. Операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. Освобождаются только доходы от оказания услуг по предоставлению денежных средств по договору займа. Если объектом займа выступают ценные бумаги, то доходы, полученные заимодавцем в виде процентов по договору займа, облагаются налогом на добавленную стоимость.

Что касается купонного дохода, полученного заемщиком от эмитента, в случае если объектом займа является долговое обязательство (облигация), указанный доход не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость у владельца облигации, то есть у заемщика, поскольку его получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг).

В случае если указанный купонный доход или часть его перечисляется заемщиком ценных бумаг заимодавцу, у заимодавца он подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 2 ст. 153 НК РФ, поскольку, передавая ценные бумаги по договору займа, он утрачивает право собственности на них и указанный доход следует рассматривать как плату за оказанную финансовую услугу по предоставлению ценных бумаг по договору займа.

Операции, связанные с оплатой рыночной стоимости акций, являющихся предметом займа, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подп. 12 п. 2 ст. 149 НКРФ.

Что касается средств, полученных заимодавцем за предоставление заемщику коммерческого кредита в виде отсрочки платежа, то они учитываются при определении налоговой базы в общеустановленном порядке.

3. Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. Операции по безвозмездной передаче товаров в рекламных целях относятся к операциям по передаче товаров для собственных нужд, и у страховой организации не возникает обязанности по уплате НДС.

Условия приостановления освобождения:

  • направить заявление в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен приостановить освобождение;
  • приостановление распространяется на все операции;
  • не допускается приостановление действия освобождения на срок менее одного года;
  • не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

III. Освобождение всех операций по желанию налогоплательщика при выполнении следующего условия:

Выручка от реализации не должна превышать 2 млн. руб. без НДС за 3 мес. подряд.

Для получения освобождения необходимо представить письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета до 20-го числа месяца, начиная с которого планируется применение освобождения.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца страховые организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что выполняется условие по выручке;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение (по желанию).

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

В случаях, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ, страховые организации вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Если в течение периода применения освобождения выручка от реализации товаров и услуг без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн. руб., то начиная с 1-го числа месяца такого нарушения и до окончания периода освобождения налогоплательщик утрачивает право на льготу. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Суммы налога, принятые к вычету до использования права на освобождение по товарам (работам, услугам), но не использованные для указанных операций (после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение), подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, (до утраты указанного права и использованным после утраты им этого права) при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения, принимаются к вычету.

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет.

Налоговая база при реализации товаров и услуг определяется страховой организацией в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации или приобретения на стороне товаров (работ, услуг).

Согласно п. 4 ст. 169 НК РФ по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, страховые организации не составляют счета-фактуры.

Для иных налогоплательщиков налоговая база увеличивается на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Налоговым периодом по НДС является квартал.

Налогообложение страховых организаций производится по налоговой ставке 18%. Дробная ставка (18/118) применяется в следующих случаях:

  • при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;
  • при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей реализации;
  • при удержании налога налоговыми агентами;
  • при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом;
  • в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях гл. 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.

При реализации товаров и услуг, передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога. Сумма НДС в бюджет определяется последующей формуле:

НДС(бюджет) = НДС(выходной) - НДС(входной)

где НДС(выходной) - налог в цене реализованных товаров, работ, услуг;

НДС(входной) - налог в цене приобретенных товаров, работ, услуг.

Входной НДС может:

1) приниматься к вычету (возмещению) (ст. 171,172,176 НК РФ);

2) учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Входной НДС подлежит вычету при выполнении следующих условий:

1. Использование приобретенных товаров, работ, услуг для деятельности, облагаемой НДС.

2. Наличие документов, подтверждающих право на вычет (счета-фактуры, накладные, квитанции, чеки).

3. Принятие на учет приобретенных товаров, работ, услуг.

4. Осуществление оплаты за счет собственных средств.

Превышение сумм налоговых вычетов над суммами НДС подлежит возмещению налогоплательщику за исключением случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

При реализации товаров (услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (оказания услуги) или со дня передачи имущественных прав.

В расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров и услуг, операции по которым освобождаются от налогообложения в соответствии со ст. 145 НК РФ, расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

По умолчанию суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), используемых для операций, не облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для операций, облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров и услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, представленных за налоговый период.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), приобретение имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Если страховая организация исчисляет суммы НДС в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 170 НК РФ, то суммы НДС, предъявленные страховой организации (плательщику налога на прибыль) при приобретении амортизируемого имущества, при исчислении налога на прибыль не увеличивают стоимости этого амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) и относятся на расходы страховой организации, связанные с производством и реализацией страховых услуг единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию при условии использования указанного имущества для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Налоговая декларация по НДС представляется в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог перечисляется в бюджет равными частями до 20 числа каждого месяца следующего квартала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система налогообложения РФ. Субъекты налоговых правоотношений. Понятие страховых организаций. Особенности и перспективы развития их налогообложения. Пути регулирования страховой деятельности в РФ. Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Общие положения системы налогообложения страховых организаций. Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка. Современная правовая база налогообложения страховых фирм. Налоги, уплачиваемые страховыми фирмами.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Финансово-правовые нормы регулирования особенностей налогообложения страховых организаций. Формирование доходов страховых организаций (страховщиков) и их расходов для целей налогообложения. Источники уплаты налогов в федеральный и региональный бюджет.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Требования к системе налогообложения страховой деятельности. Механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации. Налоговый учёт доходов и расходов, налогообложение резервов. Перспективы развития налогообложения страховых компаний.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Основы налогообложения в страховании. Состав доходов и расходов страховщиков. Сбор за использование наименования "Россия". Налог на имущество предприятий и на операции по ценным бумагам. Основные схемы уклонения от уплаты налогов страховых организаций.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Значение страховых организаций в рыночной экономике. Оценка налоговой нагрузки страховой организации. Исследование динамики налоговых поступлений в бюджет. Зарубежный опыт налогообложения страховой деятельности и возможности его применения в России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Система налогообложения РФ. Нормативное регулирование деятельности страховых организаций. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на прибыль ООО "Страховой Компанией "Согласие". Рекомендации по совершенствованию налогообложения в данной организации.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Особенности налогообложения: налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, специальные налоговые режимы. Цель, задачи и результат налогового аудита страховой компании. Разработка механизмов регулирования размеров уплаты налогов.

    Курсовая работа

    по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

    на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»


    Введение

    Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

    1.1Система налогообложения РФ

    1.2 Субъекты налоговых правоотношений

    1.3 Налогообложение страховых организаций

    Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

    2.1. Понятие страховых организаций

    2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

    2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение

    Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

    В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

    Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

    Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

    Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

    Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

    Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.


    Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

    1.1 Система налогообложения РФ

    Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

    Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

    Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

    В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права - налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

    Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

    Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

    Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

    Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

    Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

    Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

    Подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

    Налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

    Налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

    Налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.

    Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

    Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.