Процесс формирования экскурсионной услуги. Критерии оценки, комплексная оценка экскурсионных объектов отбор и изучение литературы и источников


Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к тема, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие зкек-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. Зч - 15-20 объектов, из них 10 основных 8 тематических экскурсиях 6-10 объектов (Зч.)

В качестве экскурсионных объектов могут выступать:

Памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архи­тектуры, народного зодчества, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни); архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;

Памятники археологии - городища, курганы, земляные валы, ос­татки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;

Памятники искусства - произведения монументального, изобра­зительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и других ви­дов искусства;

Памятники природы - леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пру­ды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые расте­ния и т. п.;

Экспозиции государственных и народных музеев, картинных га­лерей, постоянных и временных выставок;

Памятные места - места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетиче­ской или исторической стороны объектам, после чего их охраной за­нимаются государственные или местные инспекции по охране памят­ников. В конце XX века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн экспонатов.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живопи­си, растения, здания) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющиеся историческими памятниками) памятники. По функциональному назначению - основные, на базе которых рас­крываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время пе­реездов (переходов) между основными объектами и в ходе логиче­ских переходов в рассказе. По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися и утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача - из множества памятников, соответствующих теме экс­курсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которую они несут, поскольку правильный отбор объ­ектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.


В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимо­сти данного объекта для раскрытия темы. Ее применение особенно важно, когда на маршруте разложено несколько объектов, сходных по содержанию, и необходимо выбрать те из них, которые наиболее ак­туальны для данной темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включе­ны в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника.

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, не­повторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, при­родного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с исто­рическим событием, которое произошло в данном здании или на мес­те установки данного памятника.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность памятника, его взаимодействие с окружающей средой - другими зда­ниями, сооружениями, природой. Предпочтение отдается тому объек­ту, который оптимальным образом вписывается в местность, гармо­нирует с другими объектами.

Сохранность объекта, то есть состояние памятника в данный момент, его подготовленность к показу экскурсантам и способность своим внешним видом вызвать у них положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения рас­стояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригод­ности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличие наблюда­тельной площадки.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, меся­цам, сезонам) имеет место, когда посещение и осмотр объекта невоз­можны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

Необходимо следить за тем, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались другой. При невозможности этого избежать при показе таких объектов и в рассказе о них каждый раз рекомендуется ис­пользовать иной фактический материал, применять другие методиче­ские приемы показа и рассказа, одним словом, должен иметь место новый поворот в подаче материала в соответствии с темой экскурсии и экскурсионной аудиторией.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы, так как о большинстве объектов даются лишь справки. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4 - 5 академических часов, рекомендуется отбирать 15-20 объектов. В те­матических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскур­сионной аудитории.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники ар­хитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зави­сит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскур­сионной группы. Следует избегать однообразия в построении зри­тельного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях.

В ходе подготовки экскурсии изучать объекты рекомендуется не­посредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, ква­лифицированно вести его показ, давать более четкую словесную ха­рактеристику.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением кар­точки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

1) наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

2) историческое событие, с которым связан памятник, его дата;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес;

5) источник сведений о памятнике (литература, архивные дан­ные, устные предания и др.);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена, каким решением)

8) экскурсии, в которых памятник используется в качестве объек­та показа;

9) дата составление карточки.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежний виды.

Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположен­ные на территории данного города (области), ускоряет разработку но­вых экскурсий, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы НИИ культуры Мини­стерства культуры РСФСР и местными управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по тер­риториям. Материалы свода включают в себя только одну группу не­движимых памятников: мемориальные дома, усадьбы, могилы, па­мятные места.

Таким образом, при разработке новой экскурсии решающее зна­чение имеют объекты, составляющие зрительную основу в раскрытии темы. Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экс­курсии.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта , его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник "Тысячелетие России" в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта . Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм "Спас-на Крови" в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта , т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта . Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

32. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Комплектование "портфеля экскурсовода"

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников - мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Показ экскурсионных объектов занимает главное положение в экскурсии.

150 тысяч памятников архитектуры, культуры и т.д. находятся на государственном учёте РФ.

В качестве объектов могут быть:

    Памятные места, связанные с историческими событиями.

    Здания и сооружения, мемориальные памятники (1200 Гвардейцам).

    Памятники архитектуры.

    Природные объекты (Ладушкино – дуб с толстым стволом), заповедники, заказники, национальные парки.

    Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, выставок.

    Памятники археологии, городища, древние стоянки, курганы.

    Памятники искусства, скульптуры, садово-парковое искусство.

Критерии экскурсионных объектов:

    По функциональному назначению: основные (раскрытие темы) и дополнительные (во время переездов).

    По степени сохранности: полностью, частично сохранившиеся, утраченные.

Задача – отбор из множества объектов самых интересных.

Оценка объекта.

    Познавательная ценность – связь объекта с историческим объектом.

    Известность, популярность среди населения.

    Экзотичность.

    Выразительность.

    Сохранность: оценка состояния объекта на данный момент.

    Местонахождение: должны учитываться расстояние, удобство подъезда к объекту.

    Временное ограничение показа (сутки, сезоны).

    Оптимальная продолжительность городской экскурсии – 2-4 академических часа. Турист воспринимает не более 15 – 20 объектов.

Набор объектов зависит от темы, содержания, состава группы.

31. Технология подготовки экскурсий.

Экскурсия – результат двух важнейших процессов – подготовка и проведение экскурсии.

Два основных направления:

1) Разработка новой темы.

2) Подготовка начинающего гида к проведению новой для него экскурсии.

Подготовка новой темы поручается творческой группе (3 – 7 человек).

Три ступени подготовки экскурсии:

    Предварительная работа (подбор материала, его изучение, подбор объекта)

    Разработка самой экскурсии (маршрут, написание контрольного текста, выбор эффективных приёмов методики показа, подготовка методической разработки)

    Заключительная ступень (защита и допуск экскурсии на маршрут).

Схема экскурсии: Вступление (организация, знакомство с группой, правила поведения, информация – краткое сообщение о теме, продолжительности экскурсии, протяжённость, время прибытия, санитарные остановки) – Основная часть (конкретные экскурсионные объекты, подтемы – 5-12 подтем) – Заключение (5-7 минут, итог основного содержания экскурсии, выводы по теме, информация о других экскурсиях).

Этапы подготовки экскурсии (впервые это понятие появилось в 1976 году):

    Определение цели и задачей экскурсии.

    Выбор темы.

    Отбор литературы, составление библиографии.

    Определение источников экскурсионного материала, знакомство с экспозициями и фондами музеев.

    Отбор и изучение экскурсионных объектов.

    Составление маршрута экскурсии.

    Обход (объезд) маршрута.

    Подготовка контрольного текста.

    Комплектование «портфеля» экскурсовода.

    Определение методических приёмов проведения.

    Определение техники проведения экскурсии.

    Составление методической разработки.

    Составление индивидуального текста.

    Приём экскурсии.

    Подтверждение экскурсии.

Определение цели и задач:

Цель – это то, ради чего показываются памятники истории и культуры и другие объекты: воспитание патриотизма, эстетическое воспитание, любовь к природе.

Выбор темы зависит от спроса, является стержнем экскурсии.

Отбор литературы – составление списка книг, брошюр, статей, периодика.

На сегодняшний день проблема отбора кадров для осуществления экскурсионной деятельности и наличия критериев оценки качества их работы остается одной из актуальных проблем учреждений культуры

Опираясь на теоретические и практические выводы данного вида деятельности, а также учитывая мнения многих специалистов, работающих в сфере экскурсоведения, руководители музеев самостоятельно определяют цели и .

Как обеспечить качество экскурсии

Несмотря на длительную работу нескольких институтов культурологии Российской Федерации критерии качества экскурсионной деятельности отсутствуют до сегодняшнего дня. Чтобы как-то выйти из этой ситуации, сотрудникам музеев было предложено в качестве критериев взять несколько заповедей, прозвучавших в докладе известного ученого Александра Федоровича Котса.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Озвученные заповеди могут послужить каноном для каждого работника музея, который проводит экскурсию. Ведь придерживаясь их, можно значительно повысить эффективность данного вида деятельности.

Каких заповедей придерживаться в осуществлении экскурсионной деятельности

Экскурсионная деятельность - это одно из главных направлений в работе музея, привлекающее посетителей. Поэтому к ней стоит осуществлять особый подход. С целью обеспечения высокого качества экскурсии стоит придерживаться нескольких правил, разработанных на основе вышеуказанных заповедей:

Материал проверен экспертами Актион Культура

  • экскурсовод никогда не должен опаздывать приходом к группе, поскольку у тех, кто собрался на экскурсию, может пропасть интерес к усвоению так называемой умственной пищи;
  • начинать экскурсию стоит с общей характеристики музея, включая его объем, план и порядок предстоящего осмотра экспонатов. Ведь данная информация может вызвать у посетителей интерес к тем объектам, которые предстоит увидеть в ходе экскурсии;
  • экскурсоводу стоит держать экскурсантов на определенном расстоянии и не позволять им «наваливаться» на него, уметь обеспечить себе «самозащиту»;
  • между экскурсоводом и музейной аудиторией не должно существовать никакого пространственного контакта, контактировать с посетителями желательно только на психологическом уровне;
  • работа с определенной группой, так же как и экскурсионная деятельность музея в общем, должна быть направлена на обслуживание не тех, кто бежит впереди всех, а на тех, кто посетил музей с целью познания чего-то нового, способствующего интеллектуальному развитию;
  • материал лекции, проводимой во время экскурсии в музее, нужно излагать четко, ровным голосом, поскольку гремящая скороговорка или вялый шепот может вызвать разочарование в аудитории слушателей;
  • очень важно переключать внимание слушателей именно на те объекты, которые касаются темы осмотра, ни в коем случае при этом не закрывать спиной экспонаты;
  • в обязательном порядке стоит правильно распределять время лекции, объединив в единое целое тему экскурсии, время ее проведения, экспозицию и силы собравшейся аудитории;
  • увидев на лицах экскурсантов усталость, необходимо сделать все, чтобы снова возобновить их интерес, например, вставить шутку, сменить тембр голоса, кинуть острое словцо и так далее;
  • экскурсия должна иметь логичное завершение;
  • не стоит позволять музейным зрителям по окончании экскурсии еще раз пробежать залами музея, поскольку такие осмотры являются не чем иным, как моментом недовольства экскурсоводом;
  • необходимо осуществить такой подход к проведению экскурсии, чтобы и группа, и сам экскурсовод смогли почувствовать атмосферу настоящего праздника.

Материалы для подготовки к конкурсу

«Юный экскурсовод»

1. Подготовка экскурсии.

2. Оформление экскурсионного маршрута:

а) академический вариант методической разработки;

3. План описания экскурсионного объекта.

4. Критерии оценки разработки экскурсионного маршрута.

1. ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСИИ

1 этап (подготовительный):

-определение целей экскурсии;

-выбор темы;

-отбор и изучение литературы и источников;

-отбор и изучение экскурсионных объектов.

2 этап (разработка экскурсии):

-составление маршрута;

-обход или объезд маршрута;

-подготовка текста экскурсии;

-комплектование «портфеля экскурсовода»;

-определение методических приемов показа и рассказа.

Cхема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление ,

основная часть , заключение .

Вступление , как правило, состоит из двух частей:

· организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

· информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.


Заключение , как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

· памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

· здания и сооружения , мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания , здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

· природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

· экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;

· памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

· памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парко­вое и др. искусство.

При создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.


Известность объекта .

Необычность объекта . Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе).

Выразительность объекта , т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.

Сохранность объекта . Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

Можно оформить карточку объектов, в которую вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия составителя.

2.ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы.

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) вы­брать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории, времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

а) академический вариант методической разработки

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей.

– на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам.

Образец методической разработки экскурсии

Остановка

Объекты
показа

Наименование
подтем и

перечень
основных
вопросов

Организационные
указания

Методические указания

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: «Набережная реки Волги». Правильнее записать: «Набережная реки Волги около памятника ».

В графе «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиеничес­ких требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы
и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

Графа «Методические указания» даются указания по использованию методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять термины...», «При показе экскурсионного объекта необходимо ориентировать экскурсантов...» и т. д.).

Необходимая информация об экскурсионном маршруте:

продолжительность, для кого предназначена, цель проведения экскурсии, задачи экскурсии, условия проведения.

План проведения экскурсии.

В тексте экскурсии необходимо прописать вступление и заключение.

3. План ОПИСАНИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА

1. Полное название объекта (современное и прошлое).

2. Объект относится к памятнику:

    архитектуры, природы, археологии, искусства

или объект является памятным местом,

    связанным с историческими событиями в жизни нашего народа или с развитием государства и общества,
    объект является мемориальным местом, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведением архитектуры и градостроительства,
    зданием промышленного предприятия, жилым или общественным зданием, инженерным сооружением, зданием культового назначения.

3.Датировка объекта.

4.История создания объекта.

5.События и лица, связанные с этим объектом.

6.Особенности архитектурного стиля, планировки.

7.Необычность или типичность объекта. В чем состоит необычность или типичность?

8.Выразительность объекта (взаимодействие с окружающей средой, зданиями, природой).

9. Сохранность объекта.

10.Будущее объекта.

11. Выводы о ценности объекта (связь с эпохой, историей, культурой, людьми, возможность изучения или использования в эстетическом или патриотическом воспитании.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА

Критерии

Параметры критериев

Оценочная шкала

Баллы

Соответствие тематике конкурса, определение цели и задач экскурсии

Целесообразность выбора экскурсионных объектов и приемов показа и рассказа

Объекты экскурсии и информация об объектах позволяют достичь цели экскурсии, выбраны оправданные приемы показа и рассказа

Допущены ошибки в выборе объектов, приемов показа и рассказа

Выбор объектов, приемы показа и рассказа ошибочны

Глубина и достоверность содержания, полнота раскрытия темы

Информация соответствует возрасту экскурсантов, нет перегрузки информации, информация продуманна и оправданна, тема экскурсии раскрыта

Присутствует излишняя информация или круг вопросов мал, произошел частичный отход от темы

Информация не соответствует теме, тема не раскрыта

Логика построения работы

Прослеживаются логические связи между частями экскурсии, продумано вступление и заключение

Нет вступления, заключения или логических переходов

(одного из ряда названных)

Отсутствуют вступление, заключение, логические связи

Оформление работы

Наличие «портфеля экскурсовода» на балл не влияет . Оценивается аккуратность, соответствие регламенту, культура оформления

Максимальное количество баллов:

13 баллов

Набрано: