Cтуденты закрывающихся вузов на улице не останутся. Как подтвердить диплом, если институт закрыли, а учредитель не сдавал документы в архив? Закрывают специальность в университете что делать


Первого сентября 2014 года первый курс журналистов узнал о закрытии института и переводе в содружественный вуз. Новость оказалось удивительной и пугающей, так как никто не представлял, что будет дальше, как будет происходить перевод и что при этом мы приобретем, а что – потеряем.

По закону, институт обязан предоставить список университетов и обеспечить перевод. Сразу возникает вопрос о разнице в предметах, так как специальность одна, но программу обучения во все вузах проходят по-разному. Как правило, отличается количество часов и порядок прохождения. Вышло так, что три предмета мы не прошли за прошлый год по программе «нового» университета и ещё несколько мы прошли наперед, их нам посещать не пришлось.

Академическая разница – вещь субъективная, в большинстве случаев её сдавать проще, чем обычный зачет или экзамен. Многие преподаватели идут навстречу, и процедура сдачи проходит спокойно. Но бывают и случаи, когда учителя не волнует, в какой ситуации образовалась задолженность, и сдавать приходится по полной программе. Ты должен освоить предмет, который не проходил, найти нужную информацию, самостоятельно изучить дисциплину.

И снова здравствуйте !

Спустя полтора года обучения вуз не смог пройти аккредитацию, и нам вновь пришлось перебираться в другое место. Документы, нервы, переживания... и снова академическая разница. Только теперь она составляла 15 предметов. Звучит страшно, а сдавать ещё страшнее. Практика показала, что второй перевод отличался лишь разницей в программе, а документы и все процедуры не поменялись.

Хотите верьте, хотите нет, но новый университет снова закрыли

Последняя сессия перед дипломом, обучение идет полным ходом, как вдруг нам сообщают о лишении института акредитации. А это снова разборки, подготовка документов, и нервы, которых уже и так нет… И между делом надо писать диплом и готовиться к государственному экзамену, билеты которого постоянно меняются вместе с переводами. Очень много денег, переживаний и сил ушло на то, чтобы пережить все эти путешествия по образовательной системе Санкт-Петербурга. Самое обидное, что в этой суматохе падает качество знаний, полученных во всех университетах.

Для того чтобы избежать подобные ситуации, стоит тщательно выбирать университет, в который поступаете, узнавать о нем всю информацию и следить за репутацией, успешностью его деятельности и преподавателями.

Если университет закрыли, у ниверситет должен:

· Сообщить в течение пяти дней о лишении аккредитации,

· Предоставить список вузов, в который вам обеспечат переход,

· Огласить условия, на которых вас переводят (в каждой ситуации они разные). Например, сохранят ли вам бюджетное место или придётся платить, как изменится стоимость обучения, какое количество предметов окажется в академической разнице,

· Оформить и передать документы в выбранный университет (списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные заявления и согласия обучающихся, их личные дела),

· Издать приказ о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в течение пяти рабочих дней после получения представленных документов

Если вы узнали, что ваш университет закрывают, вам нужно:

· Ознакомиться с законодательной частью. Разобраться в обязанностях сторон. (Случай лишения образовательной организации государственной аккредитации регулирует федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»),

· Написать заявление о переводе,

· Закрыть все долги,

· Определиться с выбором университета, принимая во внимание учебный план (дисциплины, курсовые работы, практика), оплату обучения, смену коллектива,

· Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при несоблюдении образовательной организацией условий осуществления перевода.

Давайте разберёмся, какие законодательные документы регулируют ваши отношения с вузом. Прежде всего, это Конституция РФ, а также два специальных закона: Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Закон РФ "Об образовании", предусматривающий создание как государственных, так и негосударственных юридических лиц, оказывающих образовательные услуги.

Что делать?

Прежде всего, установите, что же именно случилось с вашей альма-матер. Существует два способа прекращения деятельности юридического лица: реорганизация и ликвидация. В каждом из этих случаев действовать нужно по-разному.

Если вуз реорганизован, следует обратить внимание на тот факт, при реорганизации юридического лица его устав, лицензия, свидетельства утрачивают силу в связи с образованием нового юридического лица. В вузах существуют книги регистрации выданных дипломов, приложений к ним и академических справок, которые прошнуровываются, пронумеровываются, скрепляются печатью вуза и хранятся как документы строгой отчётности.

Соответственно, в случае, если вуз реорганизован, вы вправе требовать от его правопреемника, установить которого можно, заказав выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на вуз, который вы оканчивали, выдачи документа, подтверждающего, что диплом о высшем образовании вы получили в установленном порядке. Следует также обратить внимание на то, что при реорганизации печать вуза уничтожается, а потому требовать её проставления в подтверждающем документе нецелесообразно. В данном случае разница в оттисках печатей в подтверждающем документе и дипломе является вполне закономерным явлением и впоследствии не должна вызывать сомнений у работодателя.

В ином случае, если вуз ликвидирован, следует предпринять меры по сбору информации, подтверждающей факт его недавнего существования. Возможно, у вас сохранились копии документов о поступлении в вуз. Если не сохранились, подтверждением факта существования высшего учебного заведения могут служить документы, полученные по вашему запросу из государственных архивов архивного фонда РФ. Вы можете также постараться восстановить контакты с прежними сокурсниками, которых можно рассматривать в качестве надлежащих свидетелей. Если же никаких документов у вас нет и найти их невозможно, вы вправе обратиться в суд для установления факта существования вуза и вашего обучения в нём как факта, имеющего юридическое значение конкретного жизненного обстоятельства, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Но необходимо учитывать, что суд берётся за установление фактов, имеющих юридическое значение, только в случае, если заявитель не может получить подтверждающие документы иным способом или не имеет возможности восстановить их.

Заявление подаётся в суд по месту жительства с указанием цели, для которой необходимо установить данный факт. Решение суда выдаётся в виде документа, подтверждающего факт, имеющий юридическое значение. Проще говоря, указанное решение станет в дальнейшем беспрекословным доказательством законности вашего диплома. А в случае потери диплома ликвидированного вуза оно станет основанием для выдачи удостоверения установленного образца.

Хочется отметить ещё один интересный и важный момент, связанный с поднятым нами вопросом. Как известно, при поступлении на работу соискатель обязан представить документ об образовании. При этом, трудовой договор, заключённый с работником, может быть расторгнут работодателем в случае представления работником подложных документов. Этот вопрос вполне может касаться и диплома ликвидированного вуза. Но в этом случае работодателю необходимо подтвердить факт, что данный документ является подложным. Официально подтвердить его может только сам вуз в виде письма о том, что диплом данному гражданину не выдавался. Отсюда можно сделать вывод о том, что прекращение деятельности вуза при наличии выданного им диплома и специальных знаний у соискателя, которые требуются при поступлении на работу, никак не повлияет на ситуацию с трудоустройством.

Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина . «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты - у каждого причина своя», - объясняет она. Проверки Рособрнадзора - обычное дело, они проходят каждый месяц. И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора. Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,- сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков . Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», - добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, - его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», - рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он. «Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», - добавил он. В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, - говорит Дудов. - В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема - как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор - дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», - сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово - сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», - также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин .

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов - на 80, напоминает депутат. «По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов - было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», - сказал парламентарий. Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», - констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация - студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», - считает политик. В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования. Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», - заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).

Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.

Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:

  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.

Ситуация со слиянием столичных вузов начинает прояснятся.

Министерство образования и науки подготовило документ, который определяет условия перевода студентов из одного учебного заведения в другое. В том случае, если вуз лишился аккредитации, был реорганизован или закрыт. Это первый документ, который вносит ясность в процесс слияния вузов, а также объясняет студентам и сотрудником учебных заведений процедуру перевода.

Согласно документу, перевести студента в другой вуз можно только с его письменного согласия, но в пятидневный срок с того момента, когда был издан акт о реорганизации или закрытии учебного заведения. В документе говорится о том, что студент переводится «на ту же специальность с сохранением формы обучения, курса, основы (платное или бесплатное), а также стоимости обучения». По желанию студент может перевестись на другую специальность.

Выбирает учебное заведение для перевода сам вуз, который закрывают. Он запрашивает выбранный из реестр университет, о том, можно ли перевести туда студентов. «Вуз-реципиент» должен в течение десяти дней сообщить, согласен ли он их принять или нет.

Если студент не хочет переводиться в предлагаемый деканатом вуз, то должен сообщить о своем решении в письменной форме. При этом учебное заведение не несет ответственности за его перевод в дальнейшем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Руководитель российского студенческого союза Артем Хромов

В связи с реорганизацией и ликвидацией учебных заведений должна существовать процедура перевода обучающихся в новообразованный вуз и министерство предлагает два варианта. Один из них, чтобы учащиеся в случае реорганизации был переведен в филиал или головное учебное заведение или в другое образовательное учреждение. Мне кажется, что несколько неправильно обозначены сроки, в которые учащийся должен быть уведомлен после принятия решения. На это отводится пять дней. Нынешняя проблема в том, что чиновники не нашли возможности донести информацию до обучающихся. Они узнавали, что закончат другой вуз из средств массовой информации или в столовой своего alma mater. Необходимо, чтобы процедура была обеспечена более эффективно.

Хочу отметить, что в конце прошлого года было реорганизовано 8 учебных заведений, в ближайшее время может произойти слияние и поглощение еще 21 вуза. В текущем году ожидается реорганизация или ликвидация еще 55,5% филиалов вузов. И этот процесс происходит очень быстро, поэтому мы предлагаем, чтобы не было конфликтов, связанных с неуведомлением студентов, чтобы их уведомляли заранее. Чтобы была подготовлена программа развития новообразованного учебного заведения, которую могли бы обсудить все представители сообщества. Там необходимо прописать вырастит ли стоимость обучения, будет ли сокращен профессорско-преподавательский состав. И сделать так, если вырастет плата, чтобы государство взяло на себя финансовое бремя. Также важно, чтобы были организованы курсы по предметам, которые студентам нужно сдать при переводе в новый вуз, иначе студент не успеет подготовиться и будет отчислен.

Закрытие высшего учебного заведения – это в наше время не редкость. По закону этот процесс должен соблюдать массу нюансов, которые целиком и полностью должны отражать интересы студентов. Только представьте, что вы несколько лет отдали обучению в определенном ВУЗе, платили туда деньги, посещали лекции и сдавали ненавистную сессию, и в одночасье ваши мечты могут разрушиться только потому, что ВУЗ закрывается. Что вам делать в такой ситуации? Попробуем разобраться.

Чтобы ВУЗ прекратил свою работу, для этого должны быть невероятно веские основания, которые не предполагают иного выхода, как только ликвидация учебного заведения. Есть определенный установленный законом порядок закрытия ВУЗа.

Как закрывается учебное заведение

В законодательстве, а именно, в статье об образовании есть порядок ликвидации учебного заведения. Выгладит он следующим образом:

сначала принимается единое решение всех руководителей учебного заведения о его ликвидации;
на втором этапе должен осуществиться подбор альтернативных мест для обучения тех студентов, которые обучаются в ликвидируемом ВУЗе;
далее составляется акт о том, что ВУЗ закрывается. Это также может быть соответствующее положение;
после составления акта, все учащиеся должны быть уведомлены о причинах закрытия ВУЗа и о способах их перевода в другие ВУЗы, которые поддерживают те специальности, на которых они обучались ранее;
руководство ликвидируемого ВУЗа передает списки учащихся в другие образовательные учреждения для их зачисления.

Решение о том, что ВУЗ подлежит ликвидации, принимается всеми его соучредителями. Этот

Акт о закрытии должен быть вывешен на доске объявлений. Также копии этого акта должны быть в обязательном порядке распределены в интернете на сайте учебного заведения. Кроме учащихся, уведомить о закрытии ВУЗа должны еще и преподавателей. Это можно сделать в устной или письменной форме. Образовательное учреждение обязано передать принимающему все необходимые документы. На их основании принимающий субъект издает приказ о зачислении учащихся из другого образовательного учреждения в связи с его ликвидацией.

Все личные дела студентов передаются в другой ВУЗ, где на их основании формируются новые. Личные дела обязательно должны содержать выписку из приказа о ликвидации учреждения, из которого принимаются учащиеся.

Вуз может быть ликвидирован по нескольким причинам. В большинстве случаев эти причины связаны с оформлением необходимой документации. Среди основных причин можно выделить:

аннулирование лицензии ВУЗа на оказание образовательной деятельности;
лишение ВУЗа государственной аккредитации;
отказ в предоставлении нового документа об аккредитации;
окончание срока действия аккредитации.

Эти причины могут быть также основаны и на временной ликвидации или закрытии ВУЗа. На это время студенты мобилизуются в другой аналогичный ВУЗ, собственно, как и преподавательский состав.

Особенности ликвидации высших учебных заведений

Когда происходит закрытие ВУЗа, то самым острым становится вопрос о дальнейшей судьбе студентов, так как все такие действия должны выполняться только в интересах ВУЗа. всем студентам, которые обучались в таком месте, должен предоставляться шанс доучиться без потери собственного времени и средств.

Когда ВУЗ ликвидируется или временно закрывается, начинается процесс перевода студентов из одного ВУЗа в другой. Согласно действующему закону, учреждение издает приказ о переводе студентов в принимающие ВУЗы только после письменного согласия учащихся. Обязательным будет и приказ об исключении из данного ВУЗа по причине прекращения его деятельности.

Но не всегда выбранный для студента ВУЗ полностью его устраивает. По закону он имеет право от него отказаться. Этот нюанс также решается с использованием внутреннего регламента ВУЗа и, безусловно, законодательства. Если студент отказывается в письменной форме от предложенной альтернативы обучения, образовательное учреждение не несет ответственности за его последующий перевод и обучение. Помимо этого, студентам на контрактной основе обучения должны быть возвращены все оплаченные средства за будущее обучение. Простыми словами, если студент выбирает другой ВУЗ, тот, в котором он обучался, должен вернуть часть средств, за неиспользованные образовательные услуги.

Академическая разница в экзаменах

Когда студент переводится из одного ВУЗа в другой, то он должен сдать академическую разницу. Это те предметы, которых не было в предыдущем образовательном учреждении, но которые присутствуют в новом. Как правило в сдаче экзаменов нет ничего сложного, поскольку студентам ликвидированного ВУЗа дается достаточно времени на подготовку. Если у студента имеются определенные академические задолженности, которые он должен был сдать еще в первом ВУЗе, то ему предоставляется возможность их пересдать уже в новом ВУЗе. Если он этого не делает, то его попросту не принимают в новый ВУЗ.

В большинстве случаев ликвидация ВУЗа рассчитывается на тот период, чтобы студенты смогли возобновить свое образование с нового учебного года. Но есть форс-мажорные обстоятельства, когда восстанавливать свою учебу студент может и в середине года.

В заключении можно сказать, что особой разницы в образовании для студентов может и не быть. Разница заключается лишь в особенностях нового учебного учреждения, а также условиях перехода. Чаще всего, если студент находился на заочной форме обучения, то в принимающем ВУЗе он будет также учится на заочной форме. Естественно, при желании пишется заявление на имя ректора действующего принимающего ВУЗа.