Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности. Организационные модели внеурочной деятельности


размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12-05-2011 03-296 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1):

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель "школы полного дня";

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель "школы полного дня". Основой для модели "школы полного дня" является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Организационные модели внеурочной деятельности.

ПРУДЕЙ А.А.


Ориентиры в организации внеурочной деятельности

  • Запросы родителей (законных представителей)
  • Приоритетные направления деятельности школы
  • Интересы и склонности педагогов
  • Рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка

Диагностический инструментарий

  • Анкетирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников
  • Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)

Социальные партнёры

  • Образовательные учреждения (ОУ)
  • Образовательные учреждения дополнительного образования детей (УДОД)
  • Детские общественные организации
  • Организации культуры и спорта

В период каникул:

  • летние лагеря (тематические лагерные смены)
  • летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей

Организация внеурочной деятельности

  • Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами.
  • В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.
  • Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

УДОД – стали функционировать в России с 1992 г.

  • Центры (внешкольной работы, детского технического творчества, эстетического воспитания и т.п.)
  • Дома (художественного творчества, детской культуры и т.п.)
  • Станции (юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий и т.п.)
  • Детско-юношеские спортивные школы

Направленности УДОД

  • Культурно-духовной: воскресные школы, творческие встречи с представителями духовенства, науки, искусства
  • Рекреационно-оздоровительной: спортивные секции, клубы любителей походов и путешествий и т.п.
  • Досугово-коммерческой: интернет-клубы, концертные, тренажерные залы и т.п.
  • Художественно-творческой: изостудии, коллективы художественной самодеятельности
  • Личностно-развивающей: курсы иностранных языков, программирования и т.п.
  • Благотворительно-волонтерской: объединения, деятельность которых направлена на восстановления памятников культуры, оказание помощи инвалидам, сиротам и т.п.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности

МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ:

  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Образовательная программа

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение

Учреждение культуры, спорта

Учреждение культуры, спорта

Учреждение дополнительного образования

Совместная программа деятельности



Типы организационных моделей

  • (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель «школы полного дня»;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

Модель дополнительного образования

  • Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Формы реализации: факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Доп. образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ. Согласно ФГОС НОО, ОУ может использовать возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и доп. образования детей.

Модель дополнительного образования

  • Данная модель ориентирована на обеспечения готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
  • Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного сам определения и самореализации ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня»

Основой для модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

  • Данную модель характеризует:
  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ;
  • Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Модель «школы полного дня»

  • Данную модель характеризует:
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в ОУ;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимущества данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, с ложившаяся практика финансирования групп продленного дня.


Группы продленного дня

  • Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
  • Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п. 10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Оптимизационная модель

  • Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
  • В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;


Оптимизационная модель

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.


Инновационно-образовательная модель

  • Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
  • В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель

  • Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.


Создание условий

  • Организационное обеспечение
  • Нормативное обеспечение
  • Финансово-экономические условия
  • Информационное обеспечение
  • Научно-методическое
  • Кадровое
  • Материально-техническое

Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считаем необходимым начать с уточнения понятия "модель". В энциклопедии трактовка меры, образца, эталона рассматривается в узком смысле как некий стандарт для массового изготовления изделия, а в широком смысле - как любой образец (мысленный или условный: изображение, описание, чертеж, график, план, карта, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, заместитель "оригинала", заместитель, представление самых общих характеристик, общая схема описания явления.

В образование модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями. Это пространство, где превалируют определенные интересы, тип мышления, где вырабатывается собственный язык общения, где существуют некие культурные "коды", делающие данную модель не похожей на другую. Можно говорить о внешних чертах, присущих любой образовательной модели (наличие определенной структуры, конкретного содержания образовательной деятельности; форм и средств организации учебно-воспитательного процесса и др.), и о ее внутренних качествах ( наличие ведущей цели, доминирующих идей и ценностей, психологический, интеллектуальный, нравственный климат и др.).

Иными словами, модель образования - это схематическое отображение образовательной практики или ее фрагментов.

При определении организационных моделей внеурочной деятельности исходят из того, что она должна быть объективно включена в деятельность всего школьного сообщества и отличаться тем же разнообразием, что и сама жизнь. Как процесс добровольный, самодеятельный и стихийно-творческий во всей жизнедеятельности школьников и взрослых, внеурочная деятельность нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом. ее необходима связь как с основным, так и с дополнительным образованием. При этом модели могут отличаться степенью координации различных сфер жизнедеятельности внутри школы (учебной, социокультурной, досуговой, игровой), разнообразием форм внеурочной деятельности, умением устанавливать связи с внешкольными учреждениями и учреждениями культуры, спорта, с общественными организациями.

Поэтому так важно точно определить модель, соответствующую реальной образовательной практике данного учреждения (описательная модель), исходя из выявленных позитивных и негативных тенденций построить модель будущей внеурочной деятельности (прогностическая модель).

Однако не менее важно при разработке моделей понять ценностные, содержательные и процессуальные аспекты внеурочной деятельности, поскольку именно они влекут за собой обновление целей, проблематики, форм, технологий и результатов творческой, социальной, познавательной деятельности школьников, выдвигают новые требования к профессионализму педагогов.

Изучение практики реализации внеурочной деятельности образовательных учреждений различных регионов страны (Ярославская, Оренбургская, Московская Область, Республика Карелия, и т.д.) позволяет выделить ряд моделей разного типа, которые можно условно разделить на рамочные (внешние), качественно-уровневые (внутренние) и интеграционные.

К рамочным, на наш взгляд, можно отнести такие модели, которые определяют общую структуру внеурочной деятельности. Это, прежде всего школьная - внешкольная и социокультурная модели. Названия характеризуют их суть. Школьную модель можно обозначить и как закрытую, поскольку она использует преимущественно возможности собственного образовательного учреждения. При этом основное значение имеет не количество кружков, секций и клубов, а то, что они строятся на кадровом, содержательном, методическом ресурсах своей школы. Такая модель во многом типична и достаточно часто встречается в образовательной практике.

Школьно-внешкольная (открытая) модель строится на ресурсах своего учреждения с привлечением кадрового и научно-методического потенциала учреждений дополнительного образование детей. Различными секциями, кружками, клубами руководят и школьные учителя, и педагоги доп. образования.

Социокультурная модель отличается от предыдущей сложными многосторонними связями с социумом, когда кроме учреждений дополнительного образования детей столь же широко используется возможности учреждений культуры, спорта, медицины, производственных предприятий, общественных организаций, находящихся поблизости от образовательного учреждения.

Рамочные модели помогают структурировать разнообразные подходы к организации внеурочной деятельности, показывают в общих чертах способы взаимодействия с дополнительным образованием и другими культурными учреждениями. Однако они дают лишь общее представление о сложившейся образовательной деятельности.

Чтобы рассмотреть организационные возможности более детально, требуется обращение более детально, требуется обращение к моделям качественно-уровневым, которые характеризуют особенности организации и содержания внеурочной деятельности, ее направленность и способность к интеграционным связям.

Модель "Мозаика".

Внеурочная деятельность, представленная традиционным набором кружков и секций (кружки декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки, секции футбола, волейбола и др.) работающих преимущественно для учащихся одной возрастной группы по наиболее общим направлениям (спортивным, общекультурным, художественным), а также рядом предметных кружков, которые обеспечивают дополнительную подготовку по тем или иным школьным дисциплинам во внеурочное время. Их ведут наряду с учителями-предметниками, классными руководителями педагоги дополнительного образования. Эту модель можно также назвать стартовой, поскольку именно с неё начинается поиск более сложных вариантов организации внеурочной деятельности.

Модель "Хоровод"

Данная модель отличается большей организованностью, усложнением связей между кружками, секциями, клубами, руководители которых в той или иной степени общаются друг с другом. Однако речь в этом случае идёшь лишь о двух, трехсторонних связях творческих объединений, близких по содержанию деятельности, формам работы и зачастую по возрастному составу воспитанников (кружок рисования - студия лепки) и т.п. Педагоги, Ведущие занятия, относящиеся к внеурочной деятельности или доп. образованию, склонны помогать друг другу, но такое взаимодействие носит, как правило, разовый, внеплановый характер и направлено на решение конкретной задачи (например, подготовка выставки художественных работ школьников).

"Модель Клуб"

В центре такой модели - клуб, студия, театр, объединяющие активную часть учащихся и педагогов. Эта модель выполняет центростремительную роль, так как притягивает к себе самые различные творческие объединения, поскольку сама является комплексной по содержанию. Это может быть клуб путешественников и туристов, любителей песни, военно-исторической или дискуссионный клуб. Кружки секции в той или иной степени учитываются деятельность клуба и сотрудничают с ним, тем самым развивая связи с друг другом. Это значительно расширяет пространство социальной и творческой активности школьников, развивает их самостоятельность, инициативность. В работе клуба принимают участие ребята разных возрастов, привлекателен он и для взрослых - педагогов и родителей.

Модель "Соты"

Само название модели объясняет ее организационную особенность - объединение в единую сеть нескольких основных ячеек, каждая из которых представляет собой мини модель клубного типа с ядром в центре и различными "привязанными" к нему секциями, кружками.

Такая модель, действующая по принципу мобильной телефонной связи, обеспечивает координацию деятельности педагогов и школьников, взаимодействие различных творческий объединений, школьно-внешкольное сотрудничество на уровне как отдельных кружков и секций, так и образовательных учреждений.

Очевидно, что при всей сложности создания такой модели её эффективность значительно выше, поскольку она позволяет развивать интеграционные процессы во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.

Особо следует остановиться на интеграционной модели, которую мы рассматриваем как прогностическую, включающую в себя наиболее качественный характеристики уже известных моделей и те свойства, которые ещё предстоит развивать. В этом смысле данная модель является инновационной, позволяющей использовать потенциал внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей. При этом две сферы "неформального" образования тесно связаны с основным образованием, компенсируя в значительной степени те области знаний, которые отсутствуют в учебном плане. Таким образом, создается единое образовательное пространство с полноценной учебной деятельность. и условиями для развития ребенка, целенаправленно ориентирующие его на базисные виды деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, социально-адаптационной).

Отметим, что внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь содержательными основными пространства детства, создают благоприятные условия для "диалога культур" и "диалога возрастов", так как в кружках, клубах, мастерских сообща могут работать ребята разного возраста, педагоги и родители. При этом важно, что интеграционная модель позволяет ограничено использовать возможности не только учреждений доп. образования детей, но и большое число учреждений культуры, спорта, медицины, общественных организаций, производственных предприятий, сузов и вузов, молодежных клубов по месту жительства и т.д.

С помощью интеграционной модели можно создать единое образовательное пространство,"дружелюбное" по отношению и к детям, и к взрослым. Такое пространство обретет очертания Дома (а не отдельного кружка или секции), куда можно приходить для творчества, общения, игры. Предложенная структура позволит школьнику, выразившему желание перейти границу от классно урочной системы к свободно избираемым занятиям творчеством, не просто "записаться на кружок", а попробовать себя в разных видах деятельности, найти что-то близкое своим интересам, а достигнув желаемого результата, вновь включится в поиск как в школе, так и в других учреждениях, где ему будет предоставлена возможность самореализации. Выстраивание индивидуального маршрута развития личности - главная задача педагогов, обеспечивающих деятельность такой модели.

Ценность интеграционной модели состоит в структурной и организационной гибкости, легкой адаптации к социокультурным условия и традициям учреждения. Её можно рассматривать как путь эволюционного решения многих противоречий, осуществляется в общем образовании. Данная модель, вбирая в себя новое, не отказывается от достижений и опыта внешкольного образования, служит мостиком между традиционной школой и новой образовательной моделью, создает условия для компенсации недостатков общего образования. Это своеобразная лаборатория инновация, современных педагогических технологий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организационные модели внеурочной деятельности Мащенко О.Н., преподаватель педагогики ГБПОУ ИО «ЧПК» LOGO

2 слайд

Описание слайда:

Внеурочная деятельность: это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; это все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н., Методический конструктор внеурочной деятельности, М.: Просвещение, 2010.); это образование в форме добровольных объединений, в которых осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и педагогами как равноправными партнерами (Чистякова Л.А., Основная образовательная программа: механизмы реализации, Иркутск: ИИПКРО, 2011. – 104 с.) Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

3 слайд

Описание слайда:

достижение личностных и метапредметных результатов (п.10, 11 ФГОС НОО) Основная цель внеурочной деятельности: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики достижение воспитательных результатов 1, 2, 3 уровня достижение результатов освоения основной образовательной программы (п.9 ФГОС НОО) воспитание и социализация личности

4 слайд

Описание слайда:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576, регистрационный номер 40936 от 02.02.2016 Пункт 19.5 «Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, вкаченных в ее структуру» Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

5 слайд

Описание слайда:

Структура основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО Мащенко О.Н., преподаватель педагогики общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП, способы определения достижения этих целей и результатов общее содержание общего образования, включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов общие рамки организации образовательной деятельности, механизмы реализации ООП Содержательный раздел программы курсов внеурочной деятельности Организационный раздел план внеурочной деятельности

6 слайд

Описание слайда:

Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Задачи внеурочной деятельности: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся улучшение условий для развития ребенка снижение учебой нагрузки обучающихся обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе

7 слайд

Описание слайда:

ИДЕЯ: «Ценностное, содержательное единство урочной и внеурочной деятельности, необходимость реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время» 1. Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»; 2. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на 2013-2018 годы Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

8 слайд

Описание слайда:

Закрепление ИДЕИ во ФГОС НОО, ФГОС ООО « Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов» Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

9 слайд

Описание слайда:

Модели внеурочной деятельности: Базовая TEXT TEXT TEXT Базовая модель внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня» Оптимизационная модель Инновационно- образовательная модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики 1 2 3 4

10 слайд

Описание слайда:

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения часть, формируемая участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной) образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта Учебный план внутришкольная система дополнительного образования система дополнительного образования Базовая модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

11 слайд

Описание слайда:

экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший вожатый и т.д.) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования Группы продленного дня Классное руководство Деятельность иных педагогических работников Базовая модель Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Инновационная деятельность

12 слайд

Описание слайда:

потенциал внутришкольного дополнительного образования Внеурочная деятельность ОО сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Модель дополнительного образования: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики

13 слайд

Описание слайда:

ОО достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Внеурочная Деятельность ФГОС НОО ДОД реализация дополнительных образовательных программ Модель дополнительного образования: Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Критерий цели; задачи; содержание; методы работы

14 слайд

Описание слайда:

1. Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей; 2. Переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. 3. Готовность к территориальной, социальной и академической мобильности детей и выход на новый уровень, в новом контексте, понимание термина «единое образовательное пространство». Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам; привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, внутренне присущая дополнительному образованию практико-деятельностная основа, возможность свободного самоопределения и самореализации. Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Модель дополнительного образования:

15 слайд

Описание слайда:

Ключевые идеи данной модели: - создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств; - содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; - создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; - создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; - построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; - опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. . Мащенко О.Н., преподаватель педагогики Модель «школы полного дня».