Биология 10 11 беляева читать онлайн. Вместе с этим также читают


Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

11-е изд. - М.: 2012. - 304 с. 5-е изд. - М.: 2005. - 304 с.

Учебник доработан для преподавания биологии на базовом уровне в объёме как 1 часа в неделю (всего 35 часов), так 2 часа в неделю (всего 70 часов). Для тех, кто изучает предмет 2 часа в неделю, кроме основного текста, также предназначен материал на голубом фоне.

Формат: pdf (2012 , 11-е изд., 304с.)

Размер: 58,6 Мб

Скачать: drive.google

Формат: djvu (2005 , 5-е изд., 304с.)

Размер: 9 ,7 Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 4 3,2 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Как пользоваться учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке В5
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии,

Примерной программы основного общего образования по биологии.

Программы основного общего образования курса биологии для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством

- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.

Учебник» Общая биология 10 – 11 класс», авторы: Д. К. Беляев и другие, издательство « Просвещение» 2012 год

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

На изучение курса биологии в 10 классе выделено 34 часа, в 11 – 34 часа.

Программа построена с учётом содержания учебника Общая биология 10 – 11 класс,

Описание места учебного предмета биология в учебном плане.

Учебный предмет «Биология 10-11кл» относится к образовательной области «Естествознание».

Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному плану.

Цели:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках биологии и в реальной жизни для решения практических задач.

Учебно-методический комплект:

Учебник Общая биология 10 – 11 класс, авторы: Д. К. Беляев и другие, издательство

« Просвещение» 2012 год

Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

олгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.

Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

На изучение курса биологии в 10 классе выделено 1 час в неделю, 34 часа, в 11 -1 час в неделю 34 часа. Программа построена с учётом содержания учебника Общая биология 10 – 11 класс, авторы: Д. К. Беляев и другие, издательство « Просвещение» 2012 год

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

уметь:

    объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

    решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды;

    описывать особей видов по морфологическому критерию;

    выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

    сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

    анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

    изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

    находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

    правил поведения в природной среде;

    оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Введение. Характерные свойства живого. Уровни организации жизни. (1 час)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Знать / понимать: методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем. Значение биологических терминов:

Биосфера, экосистема, вид, популяция, особь, орган, ткань, клетка, органоид,

молекула. характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция

Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правил поведения в природной среде;

Демонстрации:

1. Биологические системы

2. Уровни организации живой природы

3. Методы познания живой природы.

Раздел1 Клетка –единица живого (6 часов)

ГЛ I : Химический состав клетки. (6 часов)

Элементный состав живого вещества биосферы. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Биологические полимеры - белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Углеводы: классификация, структура и свойства. Особенности строения жиров и липидов. ДНК история изучения, структура. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Биологическая роль ДНК. Генетический код. РНК структура и функции. АТФ и другие органические соединения клетки.

Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:

Знать / понимать : биологическую терминологию и символику; уровни организации живой материи (молекулярный)

Уметь: сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); строение биологических объектов: генов и хромосом, Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания сложного состава лекарственных средств;

в необходимости корректного использования витаминов и биологических добавок;

Межпредметные связи: Неорганическая химия: строение вещества. Органическая химия: принципы организации органических соединений, углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика: свойства жидкостей. История: Энгельс о белках.

Демонстрации:

4. Объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот. Строение молекулы белка

5. Строение молекулы ДНК

6. Строение молекулы РНК

7. Удвоение молекулы ДНК.

Лабораторная работа №1 «Каталит ическая активнос ть ферментов в живых тканях».

ГЛ II : Структура и функции клетки. (4 часа)


Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Доядерные и ядерные клетки. Вирусы- неклеточные формы. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:

Знать / понимать : уровни организации жизни; основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; неклеточные формы жизни.

Уметь: объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

Соблюдения мер профилактики бактериальных и вирусных заболеваний.

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях;

Профилактика СПИДа.

Межпредметные связи: Неорганическая химия: строение вещества, окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия: строение и функции органических соединений. Физика: свойства жидкостей, тепловые явления, законы термодинамики.

Демонстрации:

    Строение клетки

    Строение клеток прокариот и эукариот

    Строение вируса

Лабораторная работа №2 «Строение раст ительной, живот ной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

ГЛ III : Обеспечение клеток энергией. (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. (метаболизм) проце ссы и стадии фотосинтез а и гликолиза; Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме: Знать / понимать : Обмен веществ (метаболизм) Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий, сущность процессов энергетического и пластического обмена, Уметь : харак теризовать сущность процессов энергетического и пластического обмена Делать выводы на основе сравнения, выявл ять характерные особенности фотосинтеза и каждого этапа гликоли за, находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать, применять знания: о фотосинтезе и гликолизе для объяснения процесса в эволюции органическо го мира. Межпредметные связи: Неорганическая химия, органическая химия

ГЛ IV : Наследственная информация и реализация её в клетке. (5 часов )

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. вещества, обуславливающие индивидуальное развитие организма, принцип удвоения ДНК; принц ип синтеза и-РНК; генети ческий код и его свойств а; процесс трансляции; функции т-РНК, АТФ в процессе биосинтеза бел ка; Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках . Ген. Роль генов в биосинтезе белка. Генная и клеточная инженерия.

Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:

Уметь : Характеризовать проце ссы трансляции, транскр ипции, генной и клеточн ой инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка: поменять знания: о строении и функциях ДНК и РНК для объясне ния процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии:

Выявлять черты сходства и различия проц ессов трансляции и тран скрипции:

делать выводы о принципе передачи наследственной информа ции, единым для всех живых организмов.

ГЛ V , VI : Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. (6 час)

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Онтогенез. Индивидуальное развитие организма. Онтогенез растений. Причины нарушений развития организмов. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Общие закономерности онтогенеза Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра) Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Развитие организма и окружающая среда.

Обобщённые требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать / понимать: сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения, его эволюционное значение. Половое размножение; эволюционное значение полового размножения. Периоды образования половых клеток. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

Уметь: объяснять процессы митоза и мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника; сущность бесполого и полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения. Делать выводы на основе сравнения Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Межпредметные связи: Неорганическая химия: Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика: Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Демонстрации

    Деление клетки (митоз, мейоз)

    Способы бесполого размножения

    Половые клетки

    Оплодотворение у растений и животных

    Индивидуальное развитие организма

    Многообразие организмов

    Демонстрация таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

ГЛ VII , VIII , IX Основы генетики и селекции. Основные закономерности явлений наследственности. Генетика и селекция (9 час)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости История развития генетики. Г. Мендель- основоположник генетики.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Первый и второй закон. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования. Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.

Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии

Знать / понимать : Знать биологическую терминологию и символику; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, закон гомологических рядов Вавилова

Уметь: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. решать: элементарные задачи по генетике, составлять элементарные схемы скрещивания, Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Межпредметные связи: Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

(клонирование человека).

Демонстрация таблиц:

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Неполное доминирование

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутации. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор. Гибридизация

Решение элементарных генетических задач Решение генетических задач и составление родословных

Основное содержание тем курса 11 класса (1 час в неделю, 34 часа)

ГЛ X XI XII Эволюция.(9 час)

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора Борьба за существование. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Микроэволюция.

Знать / понимать : Знать биологическую терминологию и символику; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Уметь : Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для формирование мировоззрения.

Межпредметные связи: Философия: идеи закономерностей существования мира; история: жизнь выдающихся ученых; литература: труды Дарвина, Ламарка, Линнея. История. Культура Западной Европы конца XV - первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Демонстрации

Движущие силы эволюции

Образование новых видов в природе

ГЛ XII : Возникновение жизни на Земле. (2час)

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о возникновении жизни.

Знать / понимать: Знать биологическую терминологию и символику; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

Уметь: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Межпредметные связи: Философия: идеи закономерностей существования мира; Неорганическая химия. Периодически система элементов Д. И. Менделеева. Свойства растворов. Органическая химия. Получение и химические свойства предельных углеводородов. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; её структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

ГЛ XIII , XIV Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. (10 часа)

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Результаты эволюции.Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа.

Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:

Знать / понимать : Знать биологическую терминологию и символику.

Уметь: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Межпредметные связи: Философия: идеи закономерностей существования мира; География: материки планеты с их биоразнообразием.

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Основы экологии.

ГЛ XV , XVI , XVII : Экосистемы Биосфера. Охрана биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. (13 час)

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты Бионика Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;

Примерной программы для среднего общего образования по биологии 2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2004

Учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год

Цели и задачи учебного предмета «Общая биология»

Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.

Задачи :

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Эволюция», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках

Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Общая биология» 11 класс

Учебно-методический комплект:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.

Дополнительная литература:

1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.

5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Общая биология» в 11 классе, которыми должны овладеть обучающиеся в течении учебного года:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Рабочая программа рассчитана на 33 рабочие недели (66 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)

Номера уроков

Всего часов

Наименование темы

18-20

Возникновение жизни на Земле

21-31

Развитие жизни на Земле.

32-41

Происхождение человека

42-56

Основы экологии. Экосистемы.

57-60

Биосфера. Охрана биосферы.

61-64

Влияние деятельности человека на биосферу.

65-66

Повторение

Всего

5,7,13,16,20,40,47,50,53,62,63

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

17,27,31,41,56,60,64

Уроки обобщения изученного материала

Литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.

2. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова.ЕГЭ-2010 Биология: самые новые реальные задания.2010

3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы. Ростов – на – Дону: изд-во «Феникс», 2002.

4. Пособие по биологии для поступающих в вузы: Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др. /Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.

Дополнительная литература для обучающихся:

1. ​ Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. «Общая биология» М.: «Просвещение» 2006

2. ​ Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.

3. ​ Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.

4. ​ Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

Примечание

план

факт

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

17 ч

Инструктаж по Т.Б на уроках биологии

Возникновение и развитие эволюционных представлений. История эволюционных идей.

Беседа, рассказ.

Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы Анализ содержания определений наук о человеке

Фронтальная беседа. Проверка таблицы.

Давать определение понятию «эволюция»

Выявлять

Приводить примеры научных фактов

Объяснять

Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа. Проверка таблицы

Давать определение понятию «эволюция»

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина

Приводить примеры научных фактов

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

Доказательства эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать эмбриологические, морфологические, палеонтологические,

биогеографические доказательства эволюции.

Вид. его критерии. Популяция -структурная единица вида, единица эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Лабораторная работа 1«Описание особей вида по морфологическому критерию»


Характеризовать критерии и структуру вида, объяснять эволюционную роль мутаций, раскрывать суть и значение генетической стабильности популяций. Анализировать и оценивать значение резких колебаний численности особей в популяции

Инструктаж по Т.Б

Урок- практикум

Работа с гербарным материалом растений или живыми растениями.

Фронталь

ная беседа.

Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Усвоить понятие морфологического критерия вида; уметь составлять описательную характеристику растениям.

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Урок закрепления знаний

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Записи лекционного материала

Фронтальная беседа.

Охарактеризовать мутационную и комбинативную изменчивости, их роль в эволюционном процессе

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Урок- практикум

Фронтальная беседа

Лабораторная работа.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Естественный отбор- напрвляющий фактор эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Давать определение понятиям

Называть:

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

Формы борьбы за существования

Характеризовать:

Сущность борьбы за существование

Сущность естественного отбора.

Формы естественного отбора в популяциях.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть формы естественного отбора, описывать их особенности Характеризовать формы естественного отбора, раскрывать причины дивергенции, выявлять особенности полового диморфизма у разных видов организмов, выявлять приспособленности организмов к среде обитания Анализировать и оценивать влияние факторов среды на приспособленности вида, приводить собственные примеры адаптаций к различным условиям среды

Дрейф генов- фактор эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать определение понятиям

Изоляция-эволюционный фактор.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Раскрыть роль изоляции как эволюционного фактора. Виды изоляции: географическая и экологическая

Результаты эволюции. Приспособленность- результат действия факторов эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Характеризовать приспособленность, как закономерный результат эволюции. Виды адаптаций

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Урок- практикум

Работа с раздаточным материалом.

Лабораторная работа 3

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

Объяснять причины многообразия видов живых организмов, их приспособленность к условиям окружающей среды;

Видообразование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть
Типы видообразования, перечислять их характеристики Характеризовать особенности действия пространственной изоляции, полиплоидизации, гибридизации, репродуктивной изоляции

Основные направления эволюционного процесса

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть направления биологической эволюции Характеризовать пути достижения эволюционного прогресса, объяснять значение и особенности Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.ароморфозов, идиоадаптаций

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Урок- практикум

Работа с раздаточным материалом.

Фронтальная беседа

Лабораторная работа.

Усвоить понятие изменчивости организмов; находить признаки изменчивости.

Обобщение по теме «Эволюция»

Тест

Тестирование по теме эволюционное учение

Возникновение жизни на Земле

3 часа

Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Фронтальная беседа

Сообщения.

Описыват ь сущность опытов, показывающих невозможность самозарождение жизни Давать оценку гипотезы панспермии Объяснять, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни.

Современные взгляды на Возникновение жизни.

Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Фронтальная беседа

Сообщения.

Перечислять представления о возникновении жизни. Характеризовать основные этапы возникновении жизни

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Урок- практикум

Работа с учебником, дополнит. литературой, интернетом.

Фронтальная беседа.

Прак. работа

Уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез
в формировании современной естественнонаучной картины мира,
научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

Развитие жизни на Земле.

11 часов

Развитие жизни на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Тест. Фронтальная беседа.

Объяснять по какому принципу исторический процесс развития делят на эры и периоды.

Развитие жизни в Криптозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в криптозое Ароморфозов у растений и животных криптозоя.

Называть

Развитие жизни в раннем Палеозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в палеозое.

Ароморфозов у растений и животных палеозоя.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Развитие жизни в позднем Палеозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть основные ароморфозы палеозойской эры
Характеризовать основные этапы развития жизни

Анализировать и оценивать значение основных ароморфозов на Земле

Развитие жизни в Мезозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в мезозое.

Ароморфозов у растений и животных мезозоя.

Развитие жизни в Кайнозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в кайнозое.

Ароморфозов у растений и животных кайнозоя.

Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле»

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Фронталь- ная беседа. Ответы на воросы. Сообщения.

Тест.

Обобщить, углубить, систематизировать знания о развитии жизни на земле

Многообразие органического мира.

Принцип систематики.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Раскрыть сущность искусственной и естественной систем классификаций.

Классификация организмов. Прокариоты.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать и называть признаки прокариот.

Классификация эукариот.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать и называть признаки эукариот.

Обобщение «Классификация организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме развитие жизни на Земле

Происхождение человека

10часов

Гипотезы происхождения человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

знать отличия человека от близкородственных видов по данным сравнительной анатомии.

Цитогенетические данные о происхождении человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

знать отличия человека от близкородственных видов по цитогенетическим данным, по данным молекулярной биологии, по данным биологии развития.

Эволюция человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать основные этапы эволюции приматов

Первые представители рода Homo.Человек умелый.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать первых представителей рода Homo.

Появление человека разумного.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать характеристику неандертальцу.

Кроманьонцы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать характеристику кроманьонцу.

Факторы эволюции человека. Биологические и социальные факторы развития человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Расы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека. Знать: Человеческие расы, единство происхождения рас.

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Урок- практикум

Практич. работа.

Знать: Место человека в живой природе. Систематич. положение вида, признаки и с-ва человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ. жизни в социальном прогрессе человечества.

Уметь: объяснять причины эволюции видов, человека.

Обобщающий урок: «Происхождение человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме происхождения человека

Основы экологии. Экосистемы.

15 часов

Предмет экологии.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать определения терминам

Знать экологические факторы: биотические, абиотические.

Биологический оптимум.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Объяснить понятие биологический оптимум

Взаимодействие популяций разных видов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Сообщества. Видовая и пространственная структура экосистем.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать понятия сообщество и экосистема. Приводить примеры экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.Поток энергии и цепи питания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Решение экологических задач.

Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии.

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Урок- практикум

Организация практической работы.

Практич. работа.

Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии

Свойства экосистем

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать понятия устойчивость, саморегуляция.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Привести примеры смены экосистем под воздействием абиотических факторов, антропогенных факторов.

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах Белебеевского района.

Урок- практикум

Организация практической работы.

Фронтальная беседа.

Практич. работа.

Выявлять антропогенные факторы в экосистемах.

Агроценозы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Индивидуальный опрос

Знать структуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза

Инструктаж по Т.Б

Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

Урок- экскурсия

Беседа, рассказ.

Фронтальная беседа.

Отличать Естественные экосистемы от искусственных экосистем

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем Белебеевского района».

Урок- практикум

Организация практической работы.

Фронтальная беседа.

Практич. работа.

Знать и описчватьструктуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Повторе-ние и закрепле-ние знаний.

Работа за круглым столом.

Фронтальная беседа.

Работа с газетными статьями.

Решение экологических задач.

Урок- практикум

Организация решений задач

Решение задач

Решать экологические задачи

Обобщение по теме «Экосистемы».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме экосистемы.

Биосфера. Охрана биосферы.

4 часа

57

Биосфера – глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать компоненты биосферы, функции живого вещества. Привести примеры влияния биосферы на другие оболочки Земли.

58

Роль живых организмов в биосфере. Круговорот химических элементов.

комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать функции биосферы -обеспечение круговорота химических элементов; круговорот углерода, азота.

59

Эволюция биосферы. Биогеохимические процессы в биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать роль организмов в создании осадочных пород, в создании почвы.

60

Обобщение

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Биология - наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов - задача общей биологии.

Неорганические соединения.
Биологически важные химические элементы. Из известных нам более 100 химических элементов в состав живых организмов входят около 80, причем только в отношении 24 известно, какие функции в клетке они выполняют. Набор этих элементов не случаен. Жизнь зародилась в водах Мирового океана, и живые организмы состоят преимущественно из тех элементов, которые образуют легко растворимые в воде соединения. Большинство таких элементов принадлежит к числу легких, их особенностью является способность вступать в прочные (ковалентные) связи и образовывать множество различных сложных молекул.

В составе клеток человеческого тела преобладают кислород (более 60%), углерод (около 20%) и водород (около 10%). На азот, кальций, фосфор, хлор, калий, серу, натрий, магний, вместе взятые, приходится около 5%. Остальные 13 элементов составляют не более 0,1%. Сходный элементный состав имеют клетки большинства животных; отличаются лишь клетки растений и микроорганизмов. Даже те элементы, которые в клетках содержатся в ничтожно малых количествах, ничем не могут быть заменены и совершенно необходимы для жизни. Так, содержание иода в клетках не превышает 0,01%. Однако при недостатке его в почве (из-за этого и в пищевых продуктах) задерживается рост и развитие детей. Содержание меди в клетках животных не превышает 0,0002%. Но при недостатке меди в почве (отсюда и в растениях) возникают массовые заболевания сельскохозяйственных животных.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Как пользоваться учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296.


Аннотация

Учебник доработан для преподавания биологии на базовом уровне в объёме как 1 часа в неделю (всего 35 часов), так 2 часа в неделю (всего 70 часов). Для тех, кто изучает предмет 2 часа в неделю, кроме основного текста, также предназначен материал на голубом фоне.

Пример из учебника

Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время обнаружено и описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,5 млн видов животных, более 3 тыс. видов бактерий и сотни тысяч грибов. Число еще не описанных видов оценивается по меньшей мере в 1-2 млн. Выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия организмов – задача общей биологии.
Основные признаки живого. Каждый организм представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т. е. является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.

Как пользоваться учебником
Введение
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Глава I. Химический состав клетки 7
§ 1. Неорганические соединения
§ 2. Биополимеры. Углеводы, лип иды
§ 3. Биополимеры. Белки, их строение
§ 4. Функции белков 20
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 22
§ 6. АТФ и другие органические соединения клетки 25
Глава II. Структура и функции клетки 27
§ 7. Клеточная теория
§ 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы
§ 9. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
§ 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 31
Глава III. Обеспечение клеток энергией
§ 11. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей 45
§ 12. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода 50
§ 13. Биологическое окисление мри участии кислорода 52
Глава IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке В5
§ 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК
§ 15. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код 58
§ 16. Биосинтез белков 62
§ 17. Регуляция транскрипции и трансляции 64
§ 18. Вирусы 67
§ 19. Генная и клеточная инженерия 71
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Глава V. Размножение организмов 75
§ 20. Деление клетки. Митоз
§ 21. Бесполое и половое размножение 78
§ 22. Мейоз 80
§ 23. Образование половых клеток и оплодотворение 84
Глава VI. Индивидуальное развитие организмов 87
§ 24. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов -
§ 25. Организм как единое целое 91
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Глава VII. Основные закономерности явлений наследственности 96
§ 26. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
§ 27. Генотип и фенотип. Аллельные гены 100
§ 28. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 103
§ 29. Сцепленное наследование генов 106
§ 30. Генетика пола 110
§ 31. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность 110
§ 32. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака 113
Глава VIII. Закономерности изменчивости 116
§ 33. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость -
§ 34. Мутационная изменчивость 119
§ 35. Наследственная изменчивость человека 122
§ 36. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека 126
Глава IX. Генетика и селекция 128
§ 37. Одомашнивание как начальный этап селекции -
§ 38. Методы современной селекции 131
§ 39. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции 134
§ 40. Успехи селекции 137
РАЗДЕЛ IV. ЭВОЛЮЦИЯ
Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции 142
§ 41, Возникновение и развитие эволюционных представлений -
§ 42. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов 144
§ 43. Доказательства эволюции 149
§ 44 Вид. Критерии вида. Популяции.
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса 161
§ 45. Роль изменчивости ь эволюционном процессе -
§ 46. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 164
§ 47. Формы естественного отбора в популяциях 166
§ 48. Дрейф генов - фактор эволюции
§ 49. Изоляция - эволюционный фактор 171
§ 50. Приспособленность - результат действия факторов эволюции
§ 51. Видообразование
§ 52. Основные направления эволюционного процесса
Глава XII. Возникновение жизни на Земле
§ 53. Развитие представлений о возникновении жизни
§ 54. Современные взгляды на возникновение жизни
Глава XIII. Развитие жизни на Земле
§ 55. Развитие жизни в криптозое
§ 56. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур)
§ 57. Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь)
§ 58. Развитие жизни в мезозое
§ 59. Развитие жизни в кайнозое 201
§ 60. Многообразие органического мира. Принципы систематики 205
§ 61. Классификация организмов
Глава XIV. Происхождение человека 216
§ 62. Ближайшие родственники» человека среди животных
§ 63. Основные этапы эволюции приматов 223
§ 64. Первые представители рода Homo 227
§ 65. Появление человека разумного 231
§ 66. Факторы эволюции человека 238
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Глава XV. Экосистемы 248
§ 67. Предмет экологии. Экологические факторы среды
§ 68. Взаимодействие популяций разных видов 245
§ 69. Сообщества. Экосистемы 241
§ 70. Поток энергии и цепи питания 261
§ 71. Свойства экосистем 256
§ 72. Смена экосистем
§ 73. Агроценозы 261
§ 74. Применение экологических знаний в практической деятельности человека 263
Глава XVI. Биосфера. Охрана биосферы 266
§ 75. Состав и функции биосферы
§ 76. Круговорот химических элементов 268
§ 77. Биогеохимические процессы в биосфере 272
Глава XVII. Влияние деятельности человека на биосферу 273
§ 78. Глобальные экологические проблемы 274
§ 79. Общество и окружающая среда 282
Решение задач 287
Лабораторный практикум 290
Краткий словарь терминов 296

Вместе с этим также читают: